Регулятивные - умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Контроль и оценка составляют основу успешности обучения. С.Т.Шацкий
Функция самоконтроля - определение самим учащимся правильности своего действия
и его полноты.
Функции самооценки:
констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…)
Приемы работы по формированию самоконтроля
Игра «Лесенка»
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:
Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
Приемы работы по формированию самоконтроля
Упражнение «Исправь ошибки».
Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только подчеркнули, но и исправили.
«Проверка-сверка».
Во время чистописания после написания букв дети сверяют по кальке правильность начертания. Затем находят и выделяют красной точкой самую удачную букву.
Приемы проверки самоконтроля
сверка с написанным образцом;
взаимопроверка с товарищем;
сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике
коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
сочетание коллективной и индивидуальной работы;
проверка по словесной инструкции;
самостоятельное придумывание заданий;
выполнение задания по алгоритму;
выполнение задания по наводящим вопросам;
выполнение задания по образу;
проверка с помощью сигнальных карточек;
подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
проговаривание “про себя” объяснения выбора
«Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». Г.А.Цукерман
Критерии оценки разрабатываются для каждого вида работы
Оценка устной работы на уроке
«Молодец!» - работал активно весь урок, отвечал без ошибок.
«Хорошо!» - работал активно, но иногда допускал ошибки.
«Не очень хорошо» - работал не очень активно, на вопросы отвечал не всегда.
Оценка своей работы в тетради
«Молодец!» - доволен работой, большинство слов написано красиво и правильно.
«Хорошо!» - не совсем доволен работой, некоторые слова написаны некрасиво с ошибками.
«Не очень хорошо» - не доволен работой, есть ошибки и небрежное письмо.
Критерии самооценки
Критерии оценивания чтения текстов в 1 классе
Критерии оценки | 3 балла / | 2 балла/ | 1 балл/ | 0 балл/ |
Способ чтения | Целыми словами | По слогам | По буквам | Буквы не называются |
Правильность чтения | Нет ошибок | 1-2 ошибки | 3-5 ошибок | нет ошибок |
Выразительность чтения | громко, с паузами, интонировано | не выполнено 1 условие | не выполнено 2 условия | не выполнено ни одного условия |
Критерии самооценки
Критерии оценивания списывания в 1 классе
Высокий уровнь | Средний уровнь | Низкий уровнь |
Письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета. | Имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине) и 1-2 негрубых недочета. | Письмо букв и слов небрежное, неразборчивое, с помарками. |
Инструменты оценивания:
Цветовая оценка
Лесенка
Оценочные шкалы, волшебные линеечки
Светофор, цветовые сигналы
Знаковая символика (+, -,?)
Сравнение с эталоном
Игра «Учитель»
Игра «Кто сможет»
Проговаривание
Взаимооценка
Работа с моделями, таблицами
Технология применения карточек –смайликов и др..
Цветовые сигналы «Светофор»
Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.
«Лесенка достижений»
Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Волшебные линеечки»
На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Алгоритм самооценки в 1 классе системы «Школа 2100»
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Эффективность работы отражается в том, что учащиеся 1 класса научились:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках с помощью учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении, задание не получилось.
7. К концу третьей четверти большинство детей вполне способны оценить объективно свою работу на уроке, работу в паре.
Инструкция по развитию самооценки первоклассника:
даем проявить свою (неадекватную) самооценку;
развиваем эмоциональную рефлексию;
устанавливаем порядок самооценки;
учим признавать свои ошибки.
используем развитое умение самооценки.
Советы Г.А. Цукерман
1. Не скупитесь на похвалу
2. Хвалите исполнителя, критикуйте только исполнение (давай в этом примере найдем две ошибки);
3. Ставьте перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.