Звуковая культура речи
Чёткая артикуляция звуков родного языка;
Правильное произношение;
Правильное речевое дыхание;
Умение использовать достаточную громкость голоса;
Нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.
Задачи воспитателя
Воспитывать речевой слух детей
Развивать артикуляционный аппарат
Работать над речевым дыханием (короткий вздох и продолжительный плавный выдох)
Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения
Формировать правильное произношение всех звуков родного языка
Вырабатывать хорошую дикцию
Формировать нормальный темп речи
Воспитывать интонационную выразительность
Работа над развитием речевого дыхания
- Нерациональное расходование воздуха при выдохе нарушается плавность речи
-Дети недоговаривают слова, говорят на вдохе, захлёбываются
-Фразы говорятся в ускоренном темпе
-Используя специальные игровые упражнения, выработать свободный, плавный удлинённый выдох
-Путём подражания речи педагога вос-ть умение правильно, рационально использовать его
Работа над голосом
- развивать в играх, игровых упражнениях, основные качества голоса – силу и высоту
- приучать детей говорить без напряжения, пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо – громко)
Работа над голосом
Игра «Кто это?»
Цель- учить детей различать высоту, тембр, силу голоса.
Дети по очереди называют имя водящего (он стоит к ним спиной) и на слух определяет кто его позвал.
Так же дети по очереди громко или тихо говорят «ау» , а водящий отгадывает близко они или далеко
Формирование правильного произношения всех звуков родного языка
-Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. В детском саду эта работа должна быть закончена;
-Научить произносить звуки в любой позиции при различной структуре;
-Вовремя выявить детей с недостатками речи.
Игра на формирование правильного произношения звука
Игра «Тише, тише: Маша пишет!»
Цель. Автоматизация звука ш в предложениях.
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг «Маши» или «Миши» и говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Маша осалит, должен придумать слово со звуком Потом выбирают нового водящего.
Работа над дикцией
Чёткое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом.
Воспитатель должен давать дошкольниками образец правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следить за чёткостью своего произношения.
Пример: «Ночной лес».
Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):
Кто-то выл (в-в-в),
А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),
Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),
Кто то топал (топ-топ-топ-топ),
Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),
Кто-то укал (у-у-у-у)
И кричал (Ау-ау-ау-ау),
Работа над темпом речи
Скорость протекания речи во времени
(Внятность, чёткость, артикуляция ухудшается, звуки, слоги, слова выпадают)
Задача педагога - выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчётливо.
Пример: «Говори быстро»
Цель: развитие темпа речи
Описание: Произнести слова сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.