“Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать” (Жан Поль)“Единственной мерой времени является память”(Владислав Гжегорчик)
2
Виктор Астафьев.
«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости... И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...»
5
Самоходы -
Выселенцы -
Ссыльные -
“Сами жили они в одной половине дряхленького домика, оставшегося от выселенцев”
“Не разбирая не бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов”
9
Бабушка писателя
Заботливость, стойкость, терпение
Мудрость, жизненный опыт
Искренняя вера
Чувство меры, стремление к красоте, любовь ко всему живому
Найдите в тексте
16
Заботливость, стойкость, терпение
Мудрость, жизненный опыт
Искренняя вера
Чувство меры, стремление к красоте, любовь ко всему живому
“Укутала мои ноги старой пуховой шалью, вытерла слезы с моего лица” Собственная боль действует на нее усмиряюще
“Растирала ноги запаренным березовым веником, после чего напоила молоком, кипяченным с маковыми головками”
“Спи, пташка малая, Господь с тобой и анделы в изголовье”
“Бабушка рамы вставляла в зиму с толком и неброской красотой” “Фикусы бабушка стережет пуще глаза”
17
Задание 1 Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы
Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?
Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?
Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.
В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”
18
Вывод №1
Екатерина Петровна – бабушка писателя стала для него нравственным ориентиром. Она трудолюбива, терпелива, решительна. В основе ее нравственности лежит православная вера. В молитвах своих она просит не за себя, а за других людей.
19
Я вспоминаю первого учителя:
Вот он стоит, диктуя у доски.
И буквы неуверенно, мучительно
Выводят малыши ученики.
Был Архимедом он и был Гомером,
Он всё умел на свете, добрый маг.
20
Задание 2.Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Обратите внимание на внешность учителя.
Как характеризуют учителя его поступки?
Какое отношение к учителю в деревне. Почему?
Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”
В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.
И. Пчёлко.
Иллюстрация к рассказу
21
Вывод №2
И в поведении, и в отношении к людям учителя показывали нравственный пример. Именной учитель преподал настоящий урок мужества, доброты и самоотверженности нашему герою.
23
Нет! Никогда не умирает тот,Чья жизнь прошла светло и беспорочно,Чья память незабвенная живет,В сердцах людей укоренившись прочно.
24
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным - полна,
А близких всех душа не позабудет…
Николай Рубцов.
25
“Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история”.
- Почему рассказ В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет” тоже своеобразная история нашего народа?
27
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.