Министерство образования Нижегородской областиГосударственное автономное профессиональноеобразовательное учреждение «Городецкий Губернский колледж»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Тема:« Функционирование звуков языка
в тексте»
Климычевой Дарьи Алексеевны
Группы 113
Дошкольное образование
руководитель:Пещерова О.В.
Городец
2017 год
Тип проекта: исследовательский творческий проект
Объект исследования: языковой строй поэтических произведений и рекламных слоганов
Предмет исследования: функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора и аллитерация.
Проблема исследования: каковы языковые средства выразительности в поэтических текстах и рекламных слоганах?
Понятийный аппарат исследования
Понятийный аппарат исследования
Цель исследования: изучить особенности функционирования звуков языка в тексте
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «звук языка», сущность языковых средств выразительности: звукописи, анафоры, аллитерации
2.Понаблюдать за функционированием звуков языка в текстах поэтических произведений и рекламных слоганах
вызывают положительные эмоции
настораживают
волнуют
вызывают чувство тревоги
успокаивают и навевают сон
вызывают образы
могут оказывать эмоциональное воздействие на человека
Используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи
звукопись
анафора
аллитерация
Звуки
Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.
Распространенная форма звукописи - поэтические повторы, образующие особое построение текста, что придает тексту своеобразную симметрию.
Я мечтою ловил уходящие тени,Уходящие тени погасавшего дня,Я на башню всходил, и дрожали ступени,И дрожали ступени под ногой у меня.И чем выше я шел, тем ясней рисовались,Тем ясней рисовались очертанья вдали,И какие-то звуки вдали рисовались,Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.(Бальмонт)
Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…
(А. Пушкин)
Люблю лебедей,
Холодных и чистых, как Ладога.
Люблю лебедей,
Светящихся белыми лампами.
Люблю лебедей
За лёгкость летящую линий.
Люблю лебедей —
Они вырастают из лилий.
(Г. Серебряков)
Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.
Звукосочетания [тр] и [гр] - создают ощущение собирающегося войска, слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия
[ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.
Великолепные мастера аллитерации : А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.
Например:Нева вздувалась и ревелаКотлом клокоча и клубясь. (А.С. Пушкин)
Волга, Волга, весной многоводнойТы не так заливаешь поля... (Н. Некрасов)
Александр Сергеевич Пушкин
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Марина Ивановна Цветаева
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
Неэффективное воздействие | Эффективное воздействие |
/косметика/ Черный жемчуг. Номер один от морщин. | /лекарственное средство/ Вольтарен Эмульгель. |
Выводы
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи- подбор слов определенной звуковой окраски.
Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость
Главный способ усиления фонетической выразительности - звуковая инструментовка
Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора.
Звукопись придает ей окраску и помогает увидеть читателю всю яркость стихотворения.
Выводы
Реклама –двигатель торговли и стимул для развития речевой деятельности.
Влияние рекламы сказалось не только на сфере потребительского рынка, но и на политической и культурной жизни общества, на употреблении русского языка и, в конечном счете, на развитии его системы.
Рекламисту необходимо :
постоянно совершенствовать формы и методы своей работы,
приводить их в соответствие с требованиями времени
быть хорошо вооруженным знаниями
уметь правильно и доходчиво рассказать о рекламируемом объекте, заинтересовать людей, эмоционально воздействовать на них и фактом, и словом
умело пользоваться фонетическими средствами выразительности языка - звукописью и ее разновидностями
Министерство образования Нижегородской областиГосударственное автономное профессиональноеобразовательное учреждение «Городецкий Губернский колледж»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Тема:« Функционирование звуков языка
в тексте»
Климычевой Дарьи Алексеевны
Группы 113
Дошкольное образование
руководитель:Пещерова О.В.
Городец
2017 год
Список литературы.
Журавлев А.П. Фонетическое значение / А. П. Журавлев. – Л., 1974. – 160 с.
Журавлев А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлев. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
Кармин А.С. Психология рекламы. – М., 2004. – 512 с.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. – 635 с.
Медведева Е. В. Рекламная коммуникация. – М., 2003. – 280 с.
Морозова И. Слагая слоганы. – М., 1998. – 174 с.
Тулупов В. В. Теория и практика рекламы. – В., 2006. – 528 с.
Феофанов О. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2000. – 384 с.
Шишлянникова А. М. Коммуникативное воздействие и языковое манипулирование в рекламе. – В., 2007. – 50 с.
Шуванов В.И. Психология рекламы. – Ростов-на-Дону, 2003. – 360с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.