Презентация "Функционирование звуков языка в тексте"

  • pptx
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация климычева.pptx

Министерство образования Нижегородской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Городецкий Губернский колледж»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Тема:« Функционирование звуков языка
в тексте»

Климычевой Дарьи Алексеевны
Группы 113
Дошкольное образование
руководитель:Пещерова О.В.

Городец
2017 год

Тип проекта: исследовательский творческий проект
Объект исследования: языковой строй поэтических произведений и рекламных слоганов
Предмет исследования: функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора и аллитерация.
Проблема исследования: каковы языковые средства выразительности в поэтических текстах и рекламных слоганах?

Понятийный аппарат исследования

Понятийный аппарат исследования

Цель исследования: изучить особенности функционирования звуков языка в тексте

Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «звук языка», сущность языковых средств выразительности: звукописи, анафоры, аллитерации
2.Понаблюдать за функционированием звуков языка в текстах поэтических произведений и рекламных слоганах

вызывают положительные эмоции
настораживают
волнуют
вызывают чувство тревоги
успокаивают и навевают сон
вызывают образы
могут оказывать эмоциональное воздействие на человека
Используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи
звукопись
анафора
аллитерация

Звуки

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Распространенная форма звукописи - поэтические повторы, образующие особое построение текста, что придает тексту своеобразную симметрию.
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали рисовались, Вкруг меня раздавались от Небес до Земли. (Бальмонт)

Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел… 
(А. Пушкин)
Люблю лебедей,
Холодных и чистых, как Ладога.
Люблю лебедей,
Светящихся белыми лампами.
Люблю лебедей
За лёгкость летящую линий.
Люблю лебедей —
Они вырастают из лилий.
 (Г. Серебряков)

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

Звукосочетания [тр] и [гр] -  создают ощущение собирающегося войска, слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия
 [ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.
Великолепные мастера аллитерации : А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.
Например: Нева вздувалась и ревела Котлом клокоча и клубясь.  (А.С. Пушкин)
Волга, Волга, весной многоводной Ты не так заливаешь поля...  (Н. Некрасов)

Александр Сергеевич Пушкин

ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Марина Ивановна Цветаева

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!

Неэффективное воздействие

Эффективное воздействие

/косметика/ Черный жемчуг. Номер один от морщин.
Здесь повторяются согласные «ч», «н».
Фоносемантический анализ: Данный текст производит впечатление шероховатого, угловатого, тяжелого, грубого, мужественного.
Названы такие характеристики, которые никак не ассоциируются с женским полом.


Вывод: неэффективное воздействие.

/лекарственное средство/ Вольтарен Эмульгель.
Эксперт в лечении боли.
В слогане повторяется согласный звук «л».
Фоносемантический анализ: Данный текст производит впечатление безопасного, хорошего, красивого, доброго, светлого.
Слоган рекламы этого лекарственно средства обладает только положительными характеристиками, что немаловажно для такого товара.
Вывод: эффективное воздействие.

Выводы

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи- подбор слов определенной звуковой окраски.

Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость

Главный способ усиления фонетической выразительности - звуковая инструментовка

Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора.
Звукопись придает ей окраску и помогает увидеть читателю всю яркость стихотворения.

Выводы

Реклама –двигатель торговли и стимул для развития речевой деятельности.

Влияние рекламы сказалось не только на сфере потребительского рынка, но и на политической и культурной жизни общества, на употреблении русского языка и, в конечном счете, на развитии его системы.

Рекламисту необходимо :
постоянно совершенствовать формы и методы своей работы,
приводить их в соответствие с требованиями времени
быть хорошо вооруженным знаниями
уметь правильно и доходчиво рассказать о рекламируемом объекте, заинтересовать людей, эмоционально воздействовать на них и фактом, и словом
умело пользоваться фонетическими средствами выразительности языка - звукописью и ее разновидностями

Министерство образования Нижегородской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Городецкий Губернский колледж»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Тема:« Функционирование звуков языка
в тексте»

Климычевой Дарьи Алексеевны
Группы 113
Дошкольное образование
руководитель:Пещерова О.В.

Городец
2017 год

Список литературы.

Журавлев А.П. Фонетическое значение / А. П. Журавлев. – Л., 1974. – 160 с. 
Журавлев А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлев. –  М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
Кармин А.С. Психология рекламы. – М., 2004. – 512 с.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. – 635 с.
Медведева Е. В. Рекламная коммуникация. – М., 2003. – 280 с.
Морозова И. Слагая слоганы. – М., 1998. – 174 с.
 Тулупов В. В. Теория и практика рекламы. – В., 2006. – 528 с.
 Феофанов О. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2000. – 384 с.
Шишлянникова А. М. Коммуникативное воздействие и языковое манипулирование в рекламе. – В., 2007. – 50 с.
Шуванов В.И. Психология рекламы. – Ростов-на-Дону, 2003. – 360с.