Цель - Совершенствование содержания, организационных форм и методов спортивно-шахматной образовательной деятельности.
Задачи:
1.Ознакомление и внедрение в педагогическую деятельность учебно-методических, информационных материалов, инновационных методик и технологий в условиях перехода на новые стандарты образования. 2.Способствовать повышению компетентности педагогов. 3. Содействовать воспитанию положительного отношения к труду и творчеству.
ПЛАН
1.Интерактивное общение «Шахматы: спорт или интеллектуальная игра?» ( анкетирование)
4. Обмен мнениями, опытом работы. Обмен мнениями по вопросу систематизации методической работы шахматного всеобуча.
2.Шахматы в системе образования РФ. Презентация опыта работы педагога-новатора И.Г.Сухина.
3. Интерактивные формы и методы обучения детей игре в шахматы.
АНКЕТА «ПРОВЕРИМ СЕБЯ»
Играете ли вы в шахматы?
Где появились шахматы?
Знаете ли вы правила игры в шахматы?
Сколько человек играет в шахматы?
Что означает «шах»? Что означает «мат»?
Кто был первым чемпионом мира?
Кто является действующим чемпионом мира?
Сколько всего было чемпионов мира по шахматам?
Сколько клеток на шахматной доске?
Что такое цейтнот в шахматах?
11.Как вы думаете: шахматы –это спорт?
12.Включены ли шахматы в Олимпийскую программу?
13. Сколько фигур в шахматах?
14.Какие фигуры начинают игру?
15. Какому игроку присуждается победа?
16.Имеется ли необходимая литература по шахматам?
17. Нужно ли вводить шахматы как обязательный курс в школе?
18.Как вы думаете, чем шахматы привлекают обычных людей?
19. Какие качества развивает в людях игра в шахматы?
20. Какая методическая помощь вам нужна для организации целенаправленной работы с детьми?
21. Какой опыт имеете и чем можете поделиться с коллегами?
План спортивных мероприятий по шахматам туристско – краеведческого отдела
на 2016 – 2017 г.г.
№ | Уровень | Направление | Наименование мероприятия | Время и место проведения, состав команды | Ответственные |
1 | Городской | Гражданско-патриотическое | Соревнования в честь 204-й годовщины со дня рождения г.Сальска | 23.09.2016 г |
|
2 | Нравственное воспитание | Командное первенство г.Сальска среди школьников 1-4 классов | 2.12.2016 г. |
| |
3 | Городской | Нравственное воспитание | Командное первенство г.Сальска среди школьников 5 – 8 классов. | 09.12.2016 г. | |
4 | Городской | Командное первенство г.Сальска среди школьников 9 – 11 классов. | 16.12.2016 г. | ||
5 | Городской | Интеллектуальное воспитание | Чемпионат г. Сальска по классическим шахматам ( участие во взрослом чемпионате города) | Декабрь- январь | Китаев А.Е |
6 | Городской | Гражданско-патриотическое воспитание | Личный чемпионат г.Сальска среди мальчиков и юношей. | Январь - Февраль |
|
7 | Личный чемпионат г.Сальска среди девочек и девушек. | Февраль 2017 г. |
| ||
8 | Городской | Гражданско-патриотическое воспитание | Командное первенство г. Сальска в зачет Спартакиады школьников | 20.01.2017 г. | |
| Городской | Гражданско-патриотическое воспитание | Межрайонный турнир по шахматам, посвященный Герою Советского Союза Н.И.Филоненко, Дню Победы. | 28.04.2017 г. |
|
| городской | Интеллектуальное воспитание | Соревнования детских команд летних территориальных досуговых площадок | Июнь, Июль, Август 2016 г. |
|
|
| Соревнования среди летних пришкольных оздоровительных площадок ( лагерей) | Июнь, Июль | Методист по работе на площадках |
"Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы".
В.А.Сухомлинский
"Шахматы могут непосредственно влиять на интеллектуальное развитие
личности в ХХI веке, подготавливая подрастающее поколение к успешной
жизнедеятельности в различных социально-бытовых и производственных
сферах нашего общества". К.Н.Илюмжинов.
"Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее
и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд". В.В.Путин.
"Я хотел и хочу, чтобы шахматы стали частью регулярного
школьного образования". Г.К.Каспаров.
"Шахматы - логическая задача с большим количеством возможностей".
М.М.Ботвинник.
"Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные
программы во всех странах". Х.-Р.Капабланка.
"Моя суперидея состоит в том, чтобы вернуть шахматам
былую популярность, причём добиться введения шахмат в
школьную программу. Если наша мечта осуществится, и в каждой
школе шахматы станут обязательным предметом, это будет
не меньшим завоеванием, чем шахматная корона". А.Е.Карпов.
НОВАТОР и ПЕДАГОГ
Игорь Георгиевич Сухин - научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, член Союза писателей России, автор единственного официально одобренного курса преподавания шахмат в школе. Кандидат в мастера по шахматам, участник полуфиналов первенства Москвы, чемпион столичного клуба "Спартак" 1977 г.
Прежде всего, следует преподавать по методике. Официально разрешен пока только шахматный курс И.Г.Сухина, на нем стоит гриф "Рекомендовано Министерством образования РФ
- Ваша методика - единственная, которую одобрило Министерство образования? - Так оно и есть, но это не моя заслуга. Просто в 93-м году в начальной школе появилась вариативность, которой раньше не было, по всем предметам появились альтернативные учебники.
Педагог-новатор, детский писатель, автор 62-х книг для больших и маленьких по шахматам и не только…
- Книга для совместного чтения - это "Удивительные приключения в Шахматной стране", а в учебнике "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны" текста практически нет, читать там нечего. Таковы российские учебники для начальной школы. Я ориентировался на типичные школьные учебники, благо у меня дома их не менее сотни. В чем особенность учебно-методических комплектов в России? В том, что в учебниках начальных классов дается только наглядный материал, а почти все слова-пояснения идут в пособие для учителей. Посмотрите учебник математики: там слов нет, одни задачи! Типичный пример: базовый учебник математики для 1-го класса М.И.Моро и С.В.Степановой.
Писатель, автор многих книг, предназначенных для ребят младшего школьного возраста. В них он собрал огромное количество придуман-ных самим загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, викторин, скороговорок, задач на смекалку и сообразительность.
Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"
Шахматный курс в начальной школе: история становления
Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”
Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”
Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”
Империя ссылок
Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
Автор (И.Г.Сухин) в своих прямых эфирах рекомендует педагогам и детям как можно больше читать, тренировать свой мозг полезными упражнениями на смекалку и посетить в Интернете сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат». Всех часто интересует многолетнее плодотворное сотрудничество И.Г.Сухина со знаменитым детским журналом «Мурзилка», практически в каждом номере которого печатаются его головоломки – их уже опубликовано там свыше 600; а в ряде последних номеров можно почитать его рассказы из цикла «Как обыграть в шахматы папу-чемпиона».
Плохо, когда занятия проводятся без методик и без учебников. Я наблюдал на уроках у некоторых кандидатов в мастера такую картину: дети под партами сидят, а педагог вызывает к учительскому столу кого-то одного, только с ним общается, и этого не замечает… Везде все нужно делать профессионально.
- Но лично я совершенно спокойно отношусь к тому, что шахматные педагоги используют свои системы обучения. Официальной методикой "прикрываются" перед проверяющими, а занимаются по своей. Это абсолютно нормально. В России немало педагогов-творцов: В.В.Костров в Санкт-Петербурге, Т.И.Партыс, А.В.Трегубов в Томске, Е.А.Жукавина в Калининграде, С.В. Егошин в Балаково, А.Б.Добрынин в Дмитрове, В.И.Гончаров, А.М.Дончак в Набережных Челнах, С.Е.Дерябина в Ижевске, Н.П.Черничкина, Т.В.Шабанова, В.И.Исаев, А.А.Тимофеев, В.И.Мечитов, В.М.Калибердин в Москве и многие-многие другие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.