Мастер - класс «Минераломания: волшебство или наука»
Кабинет «Музей минералогии» - экспозиция (на столах - оформлены ящики с минералами на красном бархате, крупные минералы отдельно расставлены на столе, между столами поставить палатку, оформить как геологический уголок, маленький столик, и на нем карта Владимирской области, геологический молоток, компас, каска геолога, фонарик)
Столы для участников расставлены на две лаборатории.
Используемая технология — ПОПС — формула
Ведущий Копылова Ольга Юрьевна, учитель географии высшей квалификационной категории.
Цель - Погрузиться в увлекательный мир геологической науки-минералогии, приобретая опыт исследователя, через использование технологии ПОПС - формула.
Сценарный план:
Гости входят в кабинет и экскурсовод (ученик) приглашает их на экскурсию по музею минералогии.
Экскурсовод: Здравствуйте! Я приглашаю Вас в музей минералогии. Минералогия - это наука в области изучения минералов, которая объясняет, что такое минералы, как их добывают и зачем они нужны. Минералы - дивные существа! Да, это неодушевленные предметы, но очень интересные и очень загадочные. Часто ли вы обращаете внимание на минералы на улице? Скажите, а какие минералы можно встретить на улице зимой?
Вступают в разговор ведущие: Уважаемые гости приглашаем вас на мастер - класс «Минераломания: волшебство или наука». На некоторое время вы превратитесь в геологов – искателей сокровищ. Мы познакомим вас с наукой о недрах земли, о породах и минералах. Вы почувствуете себя профессионалами в области камней и минералов!
Предлагаем вернуться к тому вопросу который был вам задан. Внимание на экран (слайд - фотография - обувь с проступившей солью)
Что же это за минерал? Конечно же соль. А что представляет собой этот минерал. Если рассмотреть соль при увеличении, из чего она состоит. (Рассматривание соли под лупой) Соль состоит из кристаллов - кубической формы. Всем вам знаком опыт по выращиванию кристаллов соли, давайте и мы сейчас вырастим кристаллы. (Работа с фольгированным картоном, участники мастер - класса складывают кубики и «выращивают» кристаллы», на штативе)
Кристалл, что в темноте горы возник,
Ты к солнцу подними. Увидишь вмиг
Как свет в нем засияет неземной
И радуга возникнет над землей.
Взрослей, и станешь ясен, как кристалл,
Чтоб мир в тебе красою засиял!
Тайна волшебной силы минералов проявляется в совершенстве форм и симметрии кристаллов. Посмотрите на грани кристалла. Разве это не совершенство, разве это не волшебство.
Песня из кинофильма «Приключения Электроника» - «До чего дошел прогресс» - танец.
Ученые научились использовать кристаллы минералов. Попробуем и мы провести мгновенную кристаллизацию.
Опыт ( силикатный клей, 70% уксус, пищевые красители, стеклянные палочки и чашки Петри). Смешать клей и уксус, в клей предварительно добавить краситель. Увидим мгновенную кристаллизацию.
Искусственно - выросшие кристаллы используются в различные отраслях промышленности от радиоэлектроники до космической промышленности.
С давних времен люди использовали минералы в своей жизни, отражая это в пословицах и поговорках. Мы предлагаем вам сейчас поработать с такими высказываниями используя технологию «ПОПС - формула»
На столах появляются ватманы, с расчерченными таблицами, маркеры, инструктивные карточки и по три пословицы. Каждой группе необходимо выбрать по одной и разобрать ее с помощью данной технологии.
Формула ПОПС - предлагается написать
четыре предложения,
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на
практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со
слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод
Первая группа
1. Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
2. Алюминий вы найдете в ложке, кружке, самолете.
3. Уголь сажей не замарается.
Вторая группа
1. Алмаз даже из лужи слепит глаз.
2. Малахит красота вдохновленная природой.
3. Все красные девки золотом изошьют.
Каждой группе предлагается поделиться своими формулами. С помощью данной технологии мы можем изучить новое понятие, а также закрепить уже известные.
Далее мы предлагаем вам изготовить собственное украшение.
Участники изготавливают украшение.
Получившиеся украшения, а также сертификаты вы сможете взять на память о сегодняшнем мастер - классе. В завершении мы предлагаем вам исполнить песню. Слова у вас лежат на столах.
Исполнение песни под гитару.
Говорят геологи романтики
Говорят, геологи - романтики,
Только это, право, ерунда.
Вы ее попробуйте, достаньте-ка,
Догадайтесь, где она, руда...
Припев.
Не просто себе бродяги,
Таежные чудаки,
Геологи - работяги,
Копатели, ходоки.
Дождик льет, песчаный ветер колется,
А земли на сорок лет пути.
Надо от экватора до полюса
Всю ее обшарить, обойти.
Припев.
Как проверить нового товарища?
Что такое мужество и страх?
Ведь недаром дружба наша варится
На усталых, на ночных кострах.
Припев.
Ни на что не можем дать гарантии,
Но по свету ходим мы не зря.
Говорят, геологи - романтики,
Это правда, честно говоря!!!
Припев.
До новых встреч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.