Художественно-изобразительная одаренность
Работу выполнили
Студентки 31 группы ПВО
Дуля А.
Козловская К.
Содержание
определение и структура;
сензитивный возраст;
показатели наличия признаков художественно-изобразительная одаренность;
личностные особенности детей с признаками одаренности;
роль родителей;
роль педагогов;
Иерони́м Босх
Говорят, что искусство обращено к «человеку в целом». Но каков конкретный смысл этого важного утверждения? Начнем с простых и даже общеизвестных вещей.
Например, с того, что школьное образование строится почти исключительно на освоении отвлеченных понятий, схем, условных знаков того или иного рода, числовых отношений и т.д. При этом, вопреки возрастным особенностям детей младшего школьного возраста игнорируется, обесценивается как нечто «несущественное», скудеет и отмирает чувственный опыт ребенка. А с ним уходит и чувство непосредственной связи и ответственности за тот единственный реальный мир, в котором протекает наша необратимая жизнь. Всякий согласится, что такое однобокое развития – серьезный дефект современного образования.
Ведь свойственный детям интерес, их отзывчивость на чувственные впечатления – это ценные и незаменимые предпосылки художественного развития, которые расцветают и совершенствуется благодаря занятиям искусством.
Сугубо рациональный характер образования ведет и к тому, что игнорируется сфера чувств растущего человека, пускается на самотек его эмоционально-нравственное развитие, иначе говоря – его душевная жизнь. Это закономерно ведет к «эмоциональной тупости», к отсутствию чуткости по отношению к другому человеку и к природе, ведет к опасной диктатуре узко понятого интеллекта, не различающего добро и зло. А художественнотворческий опыт, напротив, ведет к развитию душевной чуткости, эмоционального интеллекта – способности понимать душевную жизнь и свою, и других.
Таким образом, приобщение к художественному творчеству, действительно, способно сохранять цельность личности ребенка в условиях односторонне рационализированного образования.
определение и структура
Художественно-изобразительная одаренность - врожденная способность к успешному усвоению готового, накопленного человечеством художественного опыта, а также подражанию, комбинированию, импровизации и интерпретации художественных закономерностей и средств в искусстве.
Базовыми составляющими художественной одарённости являются: целостно-личностная характеристика субъекта, выраженная в эстетическом отношении к действительности, креативность и владение формой.
сензитивный возраст
Исследования показали, что дети 6-10 лет обладают хорошими задатками для развития эстетического отношения. По результатам выполнения многих заданий, исследующих развитие эстетического отношения, они оказались ближе к взрослым художникам, чем подростки и взрослые, не связанные с искусством. Дети склонны к одушевлению окружающих предметов - эта необходимая в игре способность часто теряется по мере ухода игры из жизни ребенка.
показатели наличия признаков художественно-изобразительная одаренность
характеристика, данная ребенком воспринимаемому предмету или явлению (которая может ограничиваться описанием их внешних свойств или выявить их внутренние качества и свойства, основной эмоциональный тон, образное сходство с другими предметами или явлениями);
наличие творческой инициативы, обнаруживающееся в самостоятельно-найденном образном решении;
содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла;
решение образной задачи в единственном варианте, нескольких вариантах в одном виде искусства или в материале различных видов искусства;
получение качественного результата без дополнительных внешних стимулов;
умение создать выразительную художественную форму, используя на практике полученные знания, стандартные или собственные варианты композиционных решений.
Личностные особенности детей
тонкая чувствительность, способность ощутить то, что недоступно другим
наблюдательность, живая восприимчивость по отношению к внешним впечатлениям, соединенная с ясной отчетливой памятью; сильно развитое воображение, богатое и яркое;
значительное развитие чувствований, постоянно влияющих на суждения и на всю общую умственную деятельность;
склонность к эстетическим переживаниям, заставляющие предпочитать эстетические наслаждения всему остальному.
Роль родителей
Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования.
В семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования
В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность.
Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи.
Роль педагогов
Чтобы правильно выявить и развить в детях талант, педагогу необходимо и самому обладать профессиональной базой ЗУН, в которые должно входить:
- общая профессиональная подготовка
- личные качества педагога (эмоциональная отзывчивость, чуткость, доброжелательность)
- внутренний локус контроля
- специальная профессиональная подготовка (тренинговые занятия по развитию способностей)
- взаимодействие с другими компонентами структуры образования (психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования).
Педагог должен быть готов осуществлять профессиональную поддержку и развитие детской одаренности.
Еру́н Анто́нисон ван А́кен, более известный как Иерони́м Босх
В основном на творчество Босха повлияла семья, так как он не первый художник в семье, но также и психические проблемы, что сделали его новатором своего времени.
Заключение
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что развитие изобразительной деятельности детерминировано различными формами социального опыта ребенка. Изобразительная деятельность оказывает огромное влияние на развитие ребенка, становления различных психических функций. Детский рисунок, являясь продуктом изобразительной деятельности, служит показателем развития ребенка. В рисунке отражается личность ребенка, его особенности восприятия мира, эмоциональное состояние. Восприятие предметов и явлений окружающего мира детьми индивидуально, а различия зависят от типа нервной системы и характерологических особенностей. Характер детского рисунка зависит от процессов восприятия и мышления, возрастных особенностей ребенка. С одной стороны, изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций, с другой сама обеспечивает их развитие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.