«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Василий Александрович Сухомлинский:
Статья 31. Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают.
Конвенция о правах ребёнка:
В свете ФГОС личность ребёнка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра является механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей.
Игра - ведущий вид деятельности для ребёнка дошкольного возраста.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игра любимейшее занятие дошкольников.
За последние годы в дошкольных учреждениях Российской Федерации усилилось внимание к игровой деятельности детей, игра заняла должное место в воспитательно-образовательном процессе. Многое сделано и делается по созданию условий для её развития.
Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы игр: дидактические и подвижные.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания, учат детей логическому мышлению, развивают не только речь, но и воображение и творчество.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх делятся на:
· Режиссерские – это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников;
· Сюжетно-ролевые – игры, представляющие собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих;
· Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки);
В сюжетно-ролевых играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Одной из разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительная игра. Это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.
Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрочении положительных взаимоотношений.
Игры со строительным материалом, в основе которых лежат конструктивные умения и способности, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Ребёнок живет в игре.
И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи: ребёнок – игра, тактично поддерживая руководство, обогащать игровой опыт детей.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.