Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение общеразвивающего вида д/с №49 «Почемучки»
Сообщение из опыта работы на тему:
«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Подготовила
Новикова И.А.
Воспитатель 1КК
Коломенский г.о.
2020г.
Изобразительная деятельность
«Это правда! Ну чего уж тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»
Э. Успенский
Изобразительная деятельность является неотъемлемой частью дошкольного возраста. К изобразительной деятельности мы относим лепку, аппликацию, рисование, что даёт малышу ключ к познанию окружающего мира.
Во время рисования у детей развивается мышление, память, воображение, мелкая моторика, зрительные и двигательные анализаторы, речь, а также чувство цвета, формы, ритма. В рисунке ребёнок передаёт свой жизненный опыт, свои эмоции и чувства.
В этом году особое внимание мы уделили нетрадиционным техникам рисования. Поставили перед собой следующие задачи: изучение нетрадиционных техник рисования и возможностей их использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники рисования
Нетрадиционные техники рисования – способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, свечой, восковыми мелками, сухими листьями, рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками, тычками, жёсткой полусухой кистью и др.
Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
При выборе нетрадиционных методов рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Младший дошкольный возраст
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
-рисование пальчиками;
-оттиск печатками из картофеля, яблока;
-тычок жёсткой полусухой кистью.
Средний дошкольный возраст
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
-оттиск поролоном; -оттиск печатками из ластика;
-восковые мелки+акварель; -свеча+акварель;
-отпечатки листьев; -рисунки из ладошек; -волшебные верёвочки.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более трудные методы:
-кляксография с трубочкой; -монотопия пейзажная;
-печать по трафарету; -монотопия предметная; -кляксография обычная.
Мы в своей изобразительной деятельности с детьми использовали следующие техники нетрадиционного рисования:
1.Рисование пальчиками, когда ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Пальчиковая живопись
Пальчиковая живопись – один из способов изображать окружающий мир. Ведь рука или отдельные пальцы, особенно указательный, лучше слушаются ребёнка, чем карандаш.
Пальчиковое рисование способствует раннему развитию творческих способностей малыша, учит его выражать свои впечатления и эмоции, различать и называть основные цвета. У ребёнка развивается мелкая моторика и координация движений руки, а также наглядно-образное и логическое мышление, зрительное восприятие и произвольное внимание.
Оттиск печатками из яблок
2.Оттиск печатками из яблока, когда ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской (из тонкого поролона) и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Наши работы в данной технике:
Компот из яблок
5.Тычок жёсткой полусухой кистью, когда ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Мы таким способом рисовали:
Пушистого котёнка
Рисование ладошкой
7.Рисование ладошкой.
Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребёнок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками. В нашем случае, воспитатель раскрашивала ладошку ребёнка одним или несколькими цветами краски, а они ставили опечаток ладошкой на бумаге.
Мастер – класс для родителей
В начале февраля в нашей группе прошло родительское собрание «Рисование – одно из любимых занятий для детей и взрослых». На собрании родители вместе с детьми приняли активное участие в мастер – классе по нетрадиционным техникам рисования. Мы познакомились с новыми современными техниками: рисование пеной для бритья; рисование мыльными пузырями, рисование вилками и рисование на кефире (эбру). И родители, и сами дети остались очень довольны, так как это было совместное творчество и прекрасная возможность проявить своё воображение и талант, ведь рисование – это в какой – то степени целое искусство.
Рисование на кефире
Кефир наливают в любую ёмкость, разводят гуашевую краску с водой и тихонечко вливают в кефир. Затем берут ватную палочку, опускают в жидкое мыло и погружают в ёмкость с кефиром. Получаются сказочные узоры, очень красивые.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, позволяет ощутить детям незабываемые положительные эмоции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.