Презентация подготовлена для учащихся класса аккордеона преподавателем СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств № 13 Курортного района» Шулишовой М.Б. |
«Аккордеон. История создания» |
Аккордеон
(от франц. accordeon) – в переводе ручная гармоника. Это один из самых популярных инструментов не только в России, но и зарубежом. Особую популярность аккордеон завоевал среди исполнителей народной музыки в России, Италии, Германии, Франции, Болгарии, Латвии, США и во многих других странах.
Аккордеон – это одна из наиболее совершенных разновидностей
хроматической гармоники с правой клавиатурой
фортепьянного типа
(диапазон - четыре октавы).
В других странах аккордеонами принято
называть все ручные
гармоники - и с клавишами, и с кнопочками.
Первый известный инструмент с язычковым принципом звукоизвлечения – это
древневосточный Шэн
(возник в Бирме, Тибете, Лаосе и Китае).
Примерно в 700 г. н.э. шэн был усовершенствованным популярным инструментом, на нем можно было играть в 12 тональностях, и для этих инструментов был создан учебник гармонии.
Шэн состоит из корпуса и вделанных в него по окружности бамбуковых или тростниковых трубочек, в нижнем конце которых имеется металлическая пластинка с вырезанным в ней язычком.
Обычно на шэне играли аккордами, зажимая одновременно несколько отверстий внизу трубок.
В России шэн был известен очень давно (X – XIII века).
Доподлинно известно, что шэн был хорошо известен в Петербурге в середине XVIII века (игрой на шэне улекался придворный музыкант и талантливый конструктор Иоганн Вильде).
С историей возникновения аккордеона тесно связано имя Франтишка Киршника.
Мастер-ремонтник, он, в отличие от мастеровпроизводственников, не имел своей мастерской, а переезжал из страны в страну, из города в
город, где занимался настройкой и ремонтом
органов и клавикордов. Вместе с тем у него был
огромный опыт в ознакомлении с различными устройствами, конструкциями,
приспособлениями и механизмами, он был высококвалифицированным и уважаемым мастером в среде специалистов.
В 1770х гг., он изобретает язычковые планки (создает по сути новую конструкцию). Затем он изобретает маленький орган на основе этого
принципа звукоизвлечения и с ним в 1782 г. приезжает в Петербург, где
знакомит с новинкой музыкантов и мастеров (которые подхватывают новый принцип звукообразования и начинают приспосабливать его по своему вкусу и возможностям к своим изобретениям).
В 1797 г. Франтишк Киршник вкладывает опыт изготовления язычковых планок в создание новых музыкальных инструментов – ручных гармоник.
В России в 1800 гг. игра на гармониках была уже широко распространена, и было
организовано их стабильное производство в Туле.
Возможно, принцип звукообразования был открыт и
сконструирован здесь, в России параллельно опытам Франтишка Киршника.
В 1821 г. Одним из первых изобретателей губных гармоник, которые имеют огромную
популярность и в наши дни, стал
Христиан Бушман в Западной Европе (г. Берлин).
Звук инструмента извлекался язычками свободно проскакивающими через
отверстие в рамке под давлением струи воздуха вдыхаемой музыкантом.
Гармоника получила разновидности диатонической и хроматической.
В 1822 году Бушман, приделав кожаный мех к своему
усовершенствованному
камертону для настройки
органов, изобретает маленькую ручную гармонику и совершенствует её.
А название АККОРДЕОНУ дал в 1829 году в Вене
мастер Кирилл Демиан,
когда изготовил вместе с
сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом
в левой руке.
С той поры все гармоники, имевшие аккордовый
аккомпанемент, стали называться во многих странах аккордеонами.
Разновидности гармоники
Ливенская
Первая хроматическая гармоника Н.И. Белобородова
Елецкая рояльная Концертина
МАСТЕРСКАЯ АККОРДЕОНОВ
Известные аккордеонисты
Максим
Токаев
Евгений Кочетов
Мирослав Лелюх Олег Добротин
Ян Табачников Владимир Мурза
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.