Выпускная квалификационная работа
«Формирование здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Кожухарь Елена Анатольевна
студентка II курса, группа 208
Направление: педагогическое образование № 44.04.01
Профиль: ПДД
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Иовва Ольга Андреевна
Деркунская Вера Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Пидкасистый Павел Иванович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, академик Академии социальных и педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ.
Тихомирова Лариса Федоровна
кандидат медицинских наук, доктор педагогических наук, профессор, с 2006 года возглавляет кафедру олигофренопедаго-гики.
Владимир Филиппович Базарный
учёный, врач, педагог. Доктор медицинских наук; Почётный работник общего образования Российской Федерации.
Цель экспериментального исследования: выявить условия использования игровой деятельности в формирования здоровьесберегающего поведения старших дошкольников.
Задачами экспериментальной работы выступили:
1. Анализ состояния проблемы в практике ОДО;
2. Выявить уровень формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников старшего дошкольного возраста.
3. Апробировать разработанную педагогическую технологию формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами игровой деятельности.
4. Выявить динамику уровня формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Цель констатирующего этапа: выявить уровень формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников.
По первому критерию были выявлены следующие показатели: представления и знания о здоровье как ценности для жизни человека; о роли сохранного поведения в укрепление здоровья; о способах формирования здоровьесберегающего поведения; о свойствах состояния здорового и нездорового человека; пути оказания ему помощи.
Способы проявления переживаний о своем здоровье: выражает интерес к личному состоянию и состоянию здоровья дорогих ему людей; положительные эмоции к процессу оздоровления; уход за своим здоровьем и здоровье дорогих ему людей; сочувствие и сострадание состоянию здоровья других людей; желание сохранять здоровье.
Опыт сохранения личного здоровья: приобретает способы сохранения личного здоровья; применяет естественные средства оздоровления; управляет свое поведение правилами, ориентированные на сохранение личного здоровья и окружающих его людей.
Высокий уровень: у ребенка присутствуют знания о состоянии личного организма (здоровый – нездоровый, активный - пассивный, жизнерадостный – удрученный); об элементарных правилах, сберегающих здоровье (гигиенические, моторные); о особенностях состояния здоровья другого человека (усталость, недомогание); о способах оказания ему первой помощи (вызвать врача, подать лекарства, измерить температуру); проявляет интерес к личному состоянию и состоянию здоровья дорогих ему людей; проявляет позитивные эмоции к процессу оздоровления;
Средний уровень: ребенок демонстрирует некоторые знания о состоянии своего организма (активный - пассивный, жизнерадостный – удрученный) и о особенностях неблагоприятного состояния здоровья другого человека (усталость, недомогание); показывает элементарные правила сохранения личного здоровья (гигиенические) и способы оказания первой помощи себе и дорогим людям в ситуации неблагоприятного состояния здоровья;
Низкий уровень: ребенок имеет неконкретные знания о состоянии собственного организма (активный - пассивный, жизнерадостный – удрученный), о особенностях неблагоприятного состояния здоровья человека (усталость, недомогание) и способах оказания первой помощи в ситуации неблагоприятного состояния здоровья; знает некоторые правила, охраняющие здоровье; не имеет знаний о состоянии своего организма; об элементарных правилах, здоровьесберегающего характера; о особенностях состояния здоровья другого человека; о способах оказания ему первой помощи;
Методика | Уровень развития компонента, % | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Методика «Неоконченные предложения» | 56,3 | 16,6 | 27,1 |
Беседа «Мое отношение к близким людям» | 62,5 | 8,3 | 29,2 |
Беседа «Отношение к своему здоровью» | 60,4 | 10,4 | |
Решение проблемных ситуаций | 4,2 | 31,2 | 64,6 |
Общий уровень компонента | 45,9 | 16,6 | 37,5 |
Методика «Здоровье и болезнь» | 25 | 27,1 | 47,9 |
Метод наблюдения за самостоятельной деятельностью | 16,7 | 20,8 | 62,5 |
Общий уровень компонента | 20,9 | 23,9 | 55,2 |
Проблемная ситуация «Помоги себе и другу» | 10,4 | 16,7 | 72,9 |
Метод наблюдения за поведением в процессе самостоятельной деятельности | 12,5 | 77,1 | |
Общий уровень компонента | 10,4 | 14,6 | 75 |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель: достижение дошкольниками высокого уровня сформированности здоровьесберегающего поведения
Задачи: расширение знаний о здоровьесбережении и здоровьесберегающем поведении, о способах оставаться здоровым, об особенностях собственного состояния здоровья; удовлетворение потребностей дошкольников в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил; развитие способности к управлению собственным поведением, развитие готовности к собственным изменениям, и целенаправленной работе по развитию здоровьесберегающего поведения;развитие способности находить оптимальное поведение, развитие побуждения к стремлению повышения уровня здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; сохранение и развитие здоровья дошкольников при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и здоровьеформирующих навыков.
I БЛОК:
ЦЕЛЕВОЙ
II БЛОК:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ
Методологические подходы: системный, личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический, технологический
Принципы:
аксиологический; деятельностный; диалогичности; природосообразности.
III БЛОК:
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Компоненты Методы: форма обучения
Когнитивный диагностические игровая деятельность
Поведенческий дискуссионные
Эмоционально- игровые
регулятивный
Средства обучения: задания, беседы-консультации, упражнения, диагностические методики, игровая деятельность, аудио- и видеозаписи и др.
IV БЛОК:
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
Результат: высокий уровень Уровни: низкий, средний
сформированности
Психолого-педагогические условия: выявление сущности, структуры и содержания здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами игровой деятельности, определение механизма и динамики процесса его формирования; содержание деятельности педагогов по формированию здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами игровой деятельности определено возрастными и психологическими особенностями детей и спецификой образовательного процесса ОДО; обеспечена организация игровой среды в дошкольном учреждении, включающей организованное пространство для игровой деятельности и взаимодействия педагогов, детей и родителей;целенаправленное формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами игровой деятельности будет осуществляться как процесс актуализации имеющегося и приобретения нового индивидуального опыта здоровьесбережения и обеспечиваться соответствующей системой методического сопровождения.
Этап эксперимента | Уровень формирования здоровьесберегающего поведения в % | |||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Констатирующий | 25,7 | 18,4 | 55,9 | 24,2 | 27 | 48,8 |
Контрольный | 56,7 | 25,4 | 17 |
Таким образом, вынесенные выводы по обозначенной проблематике показали результативность использования педагогической технологии, что обусловило формирование здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников ОДО.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.