Традиционно
под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребёнка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей.
На современном этапе (в связи с введением ГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребёнка принимать на себя новую социальную роль ученика)
Теоретические аспекты готовности ребёнка к школе
Специальная готовность: звуковой, слоговой анализ слова, формирование ЭМП, подготовку руки ребёнка к письму
Общая готовность: психологическую и физическую готовность.
Физическая и физиологическая готовность выражается в удовлетворительном здоровье и нормальном функционировании всех систем организма.
Психологическая готовность состоит из личностной, мотивационной, коммуникативной и интеллектуальной.
Современные методики подготовки к школе
Методика Зайцева, направленная на развитие детей 3-5 лет, предлагает быстро обучить ребенка чтению при помощи особых кубиков разных размеров и цветов.
Методика Никитиных, направленная на дошкольное развитие, предлагает ряд интересных логических задач, основанных на взаимодействии ребенка со взрослым.
Методика Домана. Метод хорошо стимулирует деятельность нервной системы и эффективно развивает восприятие новой информации
Методика Монтессори – это особые системные развивающие занятия для детей дошкольного возраста, которые хорошо развивают тактильные ощущения, моторику, память и образное мышление ребенка.
Предшкольная подготовка – адаптация детей к обучению и создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.
Традиционный подход к проблеме преемственности заключается в том, что школа диктует дошкольным учреждениям свой взгляд на то, как готовить ребёнка к школе, каким он должен быть, поступая в первый класс. В детском саду ребёнка готовили к школе, к освоению 1 класса.
Традиционные и современные подходы к проблеме готовности детей к школе.
Такой подход решить проблему преемственности сверху вниз приводит к тому, что во многих дошкольных учреждениях:
проводится форсированная подготовка детей к школе, что неизбежно увеличивает количество обязательных занятий и ведёт к перегрузке детей;
игнорируются сенситивные периоды в развитии детей, роль возрастных новообразований, роль ведущей, игровой деятельности, вытесняется художественная творческая деятельность;
содержание знаний по математике, обучению грамоте из школьной программы перемещается в детские сады; вместе с тем недостаточно внимания уделяется развитию детской речи, способностей детей;
воспитатели ДОУ увлекаются школьными вербальными методами обучения, контролируют не развитие детей, а усвоение ими знаний, слабо владеют игровыми методами и формами обучения.
Современный подход к проблеме преемственности заметно отличается от традиционного подхода. Он осуществляется снизу вверх.
Для этого следует:
учителю младшей ступени школы признавать не на словах, а на деле опыт, приобретённый ребёнком в дошкольном возрасте;
начальная школа должна создавать условия для дальнейшего развития детей на основе сближения опыта жизни старших дошкольников и младших школьников.
Цель дошкольной ступени – развитие общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.
Цель начальной школы – формирование умения учиться, создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.