Презентация к практическому семинару для краеведовМБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска
Вопрос № 2: «Методы, применяемые в краеведческой деятельности при написании исследовательской работы»
Подготовил: Н.Н.
Артюшина , методист
12.12.2019 г.
Метод науки - это способ или средство достижения какой-либо исследовательской цели, путь к познанию или решения какой-либо конкретной задачи
Методика исследования - это совокупность специально подобранных методов с целью практического или теоретического познания действительности
Методы краеведческого исследования
литературный
анкетный
документирование
визуальный
(наблюдения)
описательный
экспедиционный
Картографи-ческий
беседа
статистический
Видеосъемка и фотосъемка
интервью
Полевые исследования
метод путешествия
количественный метод
моделирова-ния
ТИПЫ ВОПРОСОВ
1.основные
2.контрольные
3.вопросы-фильтры
Исследователь получает большую часть интересующей информации
Применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена только от некоторой части опрашиваемых
Используются для проверки искренности ответов респондента
Вопрос не должен содержать подсказки в явной или неявной форме
Вопрос не должен превышать уровня памяти или мышления респондента
Вопрос не должен содержать слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание
Вопрос не должен задевать достоинства и самолюбия респондента
Не задавайте слишком протяженные вопросы по размеру. Вопросы должны иметь лаконичную форму.
Не детализируйте излишне ответы к вопросу
Не спрашивайте одновременно о нескольких различных предметах. Следите за логикой изложения.
Определите, относится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?
Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?
Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?
Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?
Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?
Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?
Основные правила составления вопросов для АНКЕТЫ
Практическое упражнение: анализ анкеты
АНКЕТА
для родителей по теме: Воспитание гражданских качеств в семье.
Цель – выявление возможностей родителей в передаче знаний об истории родного города своим детям.
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты или высказать собственную точку зрения по предлагаемой теме. Благодарим за участие.
1. Что значит для вас понятие «малой Родины»? А/ моя семья Б/ мой дом В/ мой город Г/ мой край (область) Д/ страна
2. Как Вы считаете, на основе чего можно формировать патриотические чувства у ребенка?
3. Нужно ли в наше время быть патриотом?
А/ Да Б/ Нет, это никто не оценит В/ не знаю Г/ свое мнение____
4. Можете Вы рассказать ребенку об истории родного города?
А/ Да Б/ Нет, т.к. не сам(а) не имею полных сведений об истории города
5. В каком объеме Вы знаете историю г.Сальска: А/ в полном объеме Б/частично, обрывочно В/ не знаю вообще
6. Историю Донского края ( Ростовской области)?
А/ в полном объеме Б/ частично В/ не знаю вообще
7.Где, по Вашему мнению, должен осуществляться воспитательный процесс в большей степени:
А/ в семье Б/ в детском саду В/ в равной мере ( в семье и в ДОУ)
8.Считаете ли Вы, что личный положительный пример взрослых членов семьи является основой нравственного воспитания ребенка? Приведите пример.
А/ Да Б/ Нет В/ Не всегда
9.Поддерживаете ли Вы современные обычаи и традиции в семье ( народные традиции, характерные для вашей национальности)?
А/ Да Б/ Нет В/Не регулярно
Расскажите, какие ________________
10. Какие нормы нравственности в семейном воспитании для Вас являются основными:
уважение ( любовь) к старшим и членам семьи
доброта
искренность в отношениях
трудолюбие
взаимопомощь
уступчивость
ваше мнение________
Интервью как разновидность метода устного опроса
Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») - метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.
В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирова-
ние действий по сбору информации, обра-
ботку полученных результатов.
Основные правила составления вопросов для интервью:
каждый вопрос должен быть логически однозначным.
следует избегать употреблений малораспространенных иностранных слов, специальных терминов, слов с неопределенным значением.
нельзя задавать излишне пространных вопросов.
предпочтение отдастся конкретным вопросам . Лучше задать несколько конкретных вопросов в пределах одной темы,
в случае необходимости получения сведений дискуссионного характера или не вполне приемлемых для публичного выражения респондентом, целесообразно придавать вопросу маскирующий оттенок.
вопросы относительно сложные, неинтересные для респондента или воспринимаемые им как слишком личные, не стоит выносить в начало интервью.
если речь заходит о предмете, в котором опрашиваемый недостаточно компетентен, иногда желательно сделать соответствующее предисловие
следует стремиться к тому, чтобы все варианты предлагаемых ответов были в равной степени приемлемы для респондента, не означали для него потерю престижа, оскорбление самолюбия;
9) психологическая последовательность вопросов имеет для интервью более существенное значение, чем логическая последовательность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.