Формируемые компетенции
Общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
В результате изучения темы студент должен
знать:
1. современное состояние атмосферного воздуха.
2. влияние атмосферного воздуха на здоровье.
уметь:
1. давать санитарно-гигиеническую оценку атмосферного воздуха;
2. проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней.
«Если много людей одновременно заболевает одной и той же болезнью, то причину ее следует искать в том, что является общим для всех людей, и в том, чем они чаще всего пользуются. Значит, речь идет о вдыхаемом воздухе». (Гиппократ).
По данным Всемирной Организации Здоровья:
Загрязнение воздуха является одним из основных факторов риска для здоровья, связанных с окружающей средой.
В 2012 г. из-за загрязнения воздуха во всем мире произошло 3 миллиона случаев преждевременной смерти людей.
По данным многофакторного анализа, проводимого на территории России, вклад загрязнения воздуха в уровень общей заболеваемости детей – до 50%, вклад в заболеваемость бронхиальной астмой, аллергическими болезнями кожи, слизистых оболочек глаз – свыше 50%.
1. Экологическое и гигиеническое значение воздуха.
2. Строение земной атмосферы.
3. Физические свойства воздуха (температура, влажность, атмосферное давление, скорость движения воздуха, солнечная радиация), их гигиеническое значение.
4. Гигиеническое значение климата и погоды.
5. Химический состав воздуха, его гигиеническое значение.
6. Загрязнение воздушной среды: природное и антропогенное.
7. Принципы защиты воздушной среды от загрязнений. Гигиеническое нормирование.
План занятия
Физические свойства воздуха.Температура
Способы отдачи тепла организмом:
1. Проведение:
конвекция – отдача тепла с поверхности кожи близлежащим слоем воздуха;
кондукция– отдача тепла при соприкосновении тела с холодными поверхностями окружающих предметов;
2. Излучение – отдача тепла, соответствующего температуре тела человека (инфракрасная радиация);
3. Испарение потовой жидкости.
Физические свойства воздуха.Температура
Высокие температуры | |
Острое действие | Хроническое действие |
Острая гипертермия (напряжение процессов терморегуляции, ухудшение функционального состояния организма). | А. Нарушение водно-солевого обмена и функции ЦНС → потеря аппетита, понижение желудочной секреции, заболевания желудка (гастриты). |
Физические свойства воздуха. Температура
Низкие температуры | ||
Острое действие | Хроническое действие | |
Местное охлаждение | Общее охлаждение | Понижение работоспособности, |
А. Отморожения. | А. Генерализованная гипотермия (вплоть до смерти). |
Физические свойства воздуха.Влажность
Абсолютная влажность выражается парциальным давлением в мм рт ст или в единицах массы (количества водяных паров) в граммах в кубическом метре.
Максимальная влажность – количество влаги при полном насыщении воздуха при данной температуре (мм рт ст или г в м3).
Относительная влажность – это отношение абсолютной влажности к максимальной, измеряется в %.
Гигиеническое значение: чем меньше относительная влажность, тем дальше воздух от состояния насыщения и тем быстрее будет происходить испарение воды, а следовательно и тем интенсивнее будет теплоотдача путем испарения пота (норма 40 – 60%).
Физические свойства воздуха.Солнечная радиация
Движение воздушных масс, формирование погоды и климата.
Тепловой эффект с повышением температуры тканей, гиперемией, усилением обменных процессов в коже.
Фотосинтез, фототаксис, биолюминесценция.
Ощущение света (раздражает зрительные рецепторы сетчатки).
Важный раздражитель, активизирующий процессы возбуждения в коре головного мозга; улучшает самочувствие, повышает обмен веществ.
Общестимулирующее (эритемное) действие.
Пигментообразование (меланин).
Антирахитическое действие (синтез витамина Д).
Бактерицидное действие.
Канцерогенное действие
Гигиеническое значение погоды
Погода – совокупность физических свойств приземного слоя атмосферы в относительно кратком отрезке (часы, сутки, недели).
Циклон | Антициклон |
Область пониженного давления (диаметр до 2000 – 3000 км), с падением его от периферии к центру. | Область повышенного давления (диаметр 5000 – 6000 км) с возрастанием его от периферии к центру. |
Погода в циклоне неустойчивая, с большими перепадами давления и температуры, повышенной влажностью воздуха, осадками. | Погода преимущественно устойчивая, сухая, без существенных осадков и с небольшими перепадами давления и температуры. |
Гигиеническое значение погоды
Симптомы метеотропных реакций: ухудшение общего самочувствия, нарушение
сна, чувство тревоги, головокружение, снижение работоспособности,
Быстрая утомляемость; резко меняется артериальное
давление, ощущаются боли в области сердца и т.д. При
этом изменяется чувствительность к лекарственным препаратам.
Классификация типов погоды (по Г.П.Федорову)
1) Оптимальная— межсуточные колебания температуры до 2°С, скорость движения воздуха до 3 м/сек, изменение атмосферного давления до 3 мм рт ст.
2) Раздражающая— колебания температуры до 4°С, скорость движения воздуха до 9 м/сек, изменение атмосферного давления до 6 мм рт ст.
3) Острая — колебания температуры более 4°С, скорость движения воздуха более 9 м/сек, изменение атмосферного давления более 6 мм рт ст.
Гигиеническое значение погоды
Меры профилактики метеотропных реакций:
1. Организационные меры (учет метеотропных пациентов, организация медицинского прогноза погоды);
2. Повышение неспецифической устойчивости организма посредством закаливания, использования естественного солнечного или искусственного ультрафиолетового облучения, сбалансированного питания, проведения сезонных курсов приема витаминов;
3. Снижение нагрузки на организм (ограничение или отмена климатических или физиотерапевтических процедур, перенос плановых операций или утомительных лечебно-диагностических процедур, ограничение двигательного режима, рациональная организация труда, быта и отдыха и пр.);
4. Управление микроклиматом (создание палат с искусственным баро- и микроклиматом).
Гигиеническое значение климата
Климат, присущий данной местности – многолетний, закономерно повторяющийся режим погоды.
Щадящий климат | Раздражающий климат |
теплый климат с малыми амплитудами температуры, с относительно небольшими годовыми, месячными, суточными колебаниями других метеорологических элементов. | характеризуется выраженной суточной и сезонной амплитудой метеорологических элементов . |
Эпидемическое значение воздушной среды
Пути передачи инфекции:
Воздушно-капельный - микроорганизмы переносятся в капельках слизи размером 1-5 мкм и задерживаются носом, откуда, размножаясь, проникают в организм, дополнительно размножаются и вызывают болезнь.
Аэрозольный - непосредственный контакт с больным необязателен: возбудители инфекции «висят» в воздухе внутри аэрозоля до его высыхания или осаждения. Лучшим сезоном для этого пути является осенне-зимний, когда в квартирах, школах, учебных заведениях скапливается большое число людей, из-за контраста наружной и внутренней температуры воздуха увеличивается влажность воздуха и аэрозоли долго могут «висеть» в воздухе.
3. Пылевой - микроорганизмы механически с пылью переносятся с почвы в организм человека или на раневые поверхности.
Загрязнение воздушной среды
Твердые: пыль, зола, недожог, сажа.
Воздействие:
Гнойничковые заболевания кожи, аллергические заболевания, кашель, бронхит, онкологические заболевания.
Газообразные: оксиды углерода, азота, сернистый газ, озон.
Воздействие:
Раздражающее действие на слизистые оболочки и органы дыхания. Угарный газ приводит к образованию карбоксигемоглобина в крови.
Жидкие: образуются за счет взаимодействия газообразных загрязнений с атмосферной влагой.
Смоги (токсические туманы)
Смог лос-анджелесского (летнего) типа
Предпосылки:
Сильное загрязнение воздуха,
Ясная безветренная погода,
Причина:
Диоксид азота под действием УФ-излучения разлагается до оксида азота и кислорода.
Образуется озон, который взаимодействует с углеводородами и образует вещества фотооксиданты. Они вызывают сильное раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Смог лондонского (зимнего) типа
Предпосылки:
Сильное загрязнение воздуха,
Пасмурная холодная безветренная туманная погода.
Причина:
Температурная инверсия (нижние слои воздуха становятся более холодными, чем верхние → загрязнения не могут подняться вверх и остаются в приземном слое воздуха, где их концентрации резко возрастают.
Принципы защиты воздушной среды от загрязнений
Законодательные мероприятия:
Конституция РФ,
Федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» (№ 52-ФЗ 1999 г.) и «Об охране атмосферного воздуха» (№96 ФЗ 1999г., с изменениями 2010 г.).
СанПиН 2.1.6.1032-06 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (2001).
Принципы защиты воздушной среды от загрязнений
Гигиенические нормативы:
ПДК загрязнения атмосферного воздуха – это максимальная его концентрация, отнесенная к определенному периоду осреднения, не оказывающая при регламентированной вероятности ее появления ни прямого, ни косвенного вредного воздействия на организм человека, включая отдаленные последствия для настоящего и последующих поколений, не снижающая работоспособности человека и не ухудшающая его самочувствия.
Принципы защиты воздушной среды от загрязнений
Действие загрязняющих веществ на организм
Рефлекторное – реакция рецепторов верхних дыхательных путей – ощущение запаха, раздражение слизистых оболочек.
Максимально разовая ПДК (ПДКмр)
Время осреднения пробы 20 – 30 минут.
Резорбтивное - возможность развития общетоксических, гонадотоксических, эмбриотоксических, канцерогенных, мутагенных и других эффектов, возниконовение которых зависит не только от концентрации вещества в воздухе, но и от длительности воздействия.
Среднесуточная ПДК (ПДКсс)
Время осреднения пробы 24 часа.
Принципы защиты воздушной среды от загрязнений
Технологические мероприятия:
создание более безопасных технологий,
замена горения на электричество,
герметизация процессов,
предварительная очистка сырья.
Санитарно-технические мероприятия:
установка очищающих аппаратов: пылеосадочных камер – циклонов, жалюзийных пылеуловителей, аппаратов фильтрации, тканевых или электростатических фильтров, аппаратов мокрой очистки через слой гравия – скруберов.
Принципы защиты воздушной среды от загрязнений
Архитектурно-планировочные мероприятия:
Зонирование территорий - промышленная зона специально отделяется от жилой разрывом - санитарно-защитной зоной, и располагается с наветренной стороны по розе ветров,
Застройка жилых кварталов отдельно расположенными домами – рядами или отдельными зданиями или с двух противоположных сторон квартала – для лучшего проветривания.
Озеленение.
Закрепление знаний
1. Однажды М. Петтенкоферу было поручено выяснить, почему король, находясь в замке постоянно чувствует першение в горле. Объясните, в чем может быть причина этого неприятного ощущения и как можно ее устранить.
2. Объясните, в каких условиях человек будет больше перегреваться:
а) при температуре воздуха 40⁰С, относительной влажности 40%;
б) при температуре воздуха 40⁰С, относительной влажности 80%.
3. Объясните, в каких условиях человек будет сильнее ощущать холод:
а) при температуре воздуха 15⁰С, относительной влажности 40%;
б) при температуре воздуха 15⁰С, относительной влажности 80%;
4. По розе ветров определите, с какой стороны следует расположить промышленное предприятие:
Домашнее задание
С помощью «Доклада о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области» (2016):
выделите источники загрязнения атмосферного воздуха и основные загрязняющие вещества на территории области;
определите, какое воздействие на здоровье оказывают данные загрязнители.
Оформите задание в виде таблицы:
Загрязняющее вещество | Источник | Воздействие на организм |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.