Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования.
Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Читай только первые слоги. Какие слова получились?
канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень
КАЛЕНДАРИ САРАФАН КОНФЕТА ФИАЛКА ТАБЛИЦА КАПИТАН КАЛЕЙДОСКОП ТЕЛЕФОН ШАХМАТЫ СОБАКА
Читай предложения наоборот справа налево:
вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот икниженс еиконидо тюадап абен огонрумсап с яьтсил еинделсоп илетселбаз зёреб хяьчус ан имактеном имытолоз
Золотыми монетками на сучьях берёз заблестели последние листья. С пасмурного неба падают одинокие снежинки. Тоненькие сосульки повисли на крышах домов.
Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
Труд кормит, а лень - портит.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
По печи узнают человека.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому - грач не нужен.
По речи узнают человека.
Терпенье и труд всё перетрут.
Здоровому - врач не нужен.
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр весь мир согревает.
Использование принципа решения анаграмм
чаМет
ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.
Мечта
Мы с Колей любим строить кубики и мечтать: он – о море, я – о небе. Он будет моряком, а я летчиком.
Прочитать текст и ответить на вопросы
Чайки.
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
Вопросы для контроля:
Что умеют животные?
Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»
Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?
Приём синквейн
1 строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.
2 строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.
3 строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.
4 строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.
РЕФЛЕКСИЯ
ПРИЁМ «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ»
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приёмы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.
БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ – данные приёмы мне известны, но я их не применяю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.