«Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». А. А. Блок ст. «Интеллигенция и революция» (1918)
«Революционные силы суть струи артезианских источников; сначала источник бьет грязью, и — косность земная взлетает в струе, но струя очищается, революционное очищение — организация хаоса в гибкость новорожденных форм». А. Белый ст «Революция и культура», 1917)
«Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, бог – частица его разума и сердца...». А. М. Горький
Максим Горький
ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет... Гром грохочет...
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!..
1901 год
В совершенствовании человека — смысл жизни.
А. М. Горький
«Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку». (М. Горький)
Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова,
которые звучали бы, как колокол набата,
тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд!..
(М.Горький)
Откровенно говоря - я хотел бы сказать: - Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения! Но я знаю, что нет сердца, которое приняло бы эти слова.
М. Горький Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре
Свой творческий путь Горький начал как писатель-романтик
Романтизм предполагает утверждение исключительной личности,
выступающей один на один с миром
Исключительная личность
Исключительные требования
Герои на голову выше людей, окружающих его.
Их общество им отвергается
Общество им отвергается
Этим обусловлено столь типичное для романтического героя
Одиночество, которое чаще мыслится им как естественное
состояние, ибо люди не понимают и не принимают его идеалов.
Одиночество
Общение со стихией
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СТАРУХИ ИЗЕРГИЛЬ
Какая она, Изергиль?
– К каким людям её влекло?
– Что является идеалом жизни Изергиль?
Вывод: С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя.
И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд
ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ
Каким внешним событием рождена легенда?
– Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано?
– Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный “зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом.
– А что добавила Изергиль непосредственно от себя?
– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?
– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом.
ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ
Каким внешним событием рождена легенда?
– Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано?
– Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный “зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом.
– А что добавила Изергиль непосредственно от себя?
– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?
– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом.
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
Книга Исхода, Библия
Характерные признаки романтического произведения:
Пейзаж лишён полутонов, основан на ярких красках, выражает неукротимую мощь стихии и подчёркивает неординарность характера героя
Идеальный романтический мир героя противостоит миру реальному
Использует легенды, перемежая их с картинами реальности
Герой несёт в себе единственное начало (например, любовь к свободе, крайний индивидуализм)
5. Использование аллегории (Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности)
6. Использует гиперболы и олицетворения. Интертекстуальные культурные связи
7. Легенда, как правило, заканчивается трагически
«Подвиг – сопротивление общему течению жизни; «Сила есть добродетель»;
«Красота в силе и подвиге; «Человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла»;Миссия писателя – быть «провозвестником грозы».
А. М. Горький
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.