Презентация к проекту "Северный кокошник"
Оценка 4.7

Презентация к проекту "Северный кокошник"

Оценка 4.7
ppt
27.04.2020
Презентация к проекту "Северный кокошник"
проект Кокошник.ppt

Поморские женские и девичьи головные уборы ученицы 4 класса «А»

Поморские женские и девичьи головные уборы ученицы 4 класса «А»

Поморские женские и девичьи головные уборы

ученицы 4 класса «А»
Дровнина Софья, Пестова Анастасия
МБОУ «СОШ № 29»
Руководитель:
Перфильева Маргарита Альбертовна,
учитель начальных классов

Цель исследования: изучить специальную литературу о женских и девичьих головных уборах

Цель исследования: изучить специальную литературу о женских и девичьих головных уборах

Цель исследования:
изучить специальную литературу о женских и девичьих головных уборах Русского Севера;
собрать материал о головных уборах Поморья;
на основе рассказов и собранного материала создать фольклорный образец поморского праздничного женского головного убора.

Задачи:



изучить технологию изготовления поморских женских головных уборов, повойников, кокошников на основе изученной литературы,
изготовить женский головной убор – кокошник.

Актуальность и значимость выбранной темы состоит в том, что мы подробно исследуем и создаем поморский головной убор нашего края.

На Поморском берегу Онеги находятся немногочисленные самобытные поселения

На Поморском берегу Онеги находятся немногочисленные самобытные поселения

На Поморском берегу Онеги находятся немногочисленные самобытные поселения. В свое время ученые отдали дань этому удивительному краю, собрав его песни, обряды, традиции. Но постепенно исчезают деревни, уходят из жизни люди – хранители традиционных ремесел. Подобного допустить нельзя, ведь у поморов было все свое, - необыкновенное, особенное: ладьи, иконы, наряды. Больше нигде на Севере женщины не носили также роскошные, расшитые жемчугом повойники, как поморки. Накопленные веками традиции поморов имеют большую ценность как составляющая часть культуры России.

Карта Поморья

В 19 – начале 20 века в Поморье каждая женщина умела ткать, вышивать

В 19 – начале 20 века в Поморье каждая женщина умела ткать, вышивать

В 19 – начале 20 века в Поморье каждая женщина умела ткать, вышивать. Не случайно вокруг ярмарок монастырей, где имелось сырье для изделий, в том числе речной жемчуг, получили в крае развитие две ветви вышивальных занятий ремесла и промыслы.
В реках Поморья добывался жемчуг. Особенно славился жемчуг, добываемый в Кемском уезде и по берегам реки Онеги.

Предметы поморских рукодельниц, вышитые золотом, жемчугом, нитками обменивались через

Предметы поморских рукодельниц, вышитые золотом, жемчугом, нитками обменивались через

Предметы поморских рукодельниц, вышитые золотом, жемчугом, нитками обменивались через Соловецкий монастырь на заморские товары первой необходимости и хлеб.

В совершенстве владели мастерицы золотошвейным и жемчужным шитьем

В совершенстве владели мастерицы золотошвейным и жемчужным шитьем

В совершенстве владели мастерицы золотошвейным и жемчужным шитьем. Старинные головные уборы – кокошники, повойники, девичьи повязки украшались стилизованными узорами растительного облика.

Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма

Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма

Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма.

Повойник

Повойник

Народный костюм и его необходимая часть – головной убор – самый массовый вид традиционного народного творчества, несет на себе отпечаток времени, истории родного края

Народный костюм и его необходимая часть – головной убор – самый массовый вид традиционного народного творчества, несет на себе отпечаток времени, истории родного края

Народный костюм и его необходимая часть – головной убор – самый массовый вид традиционного народного творчества, несет на себе отпечаток времени, истории родного края.
Один из определяющих признаков народного костюма – его комплектность, каждому костюмному комплексу соответствовали и свои головные уборы.
Комплексность народного костюма связана с территориальным делением и с возрастными градациями. Различали женские и девичьи головные уборы, которые строго отличались друг от друга.

Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма

Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма

Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма. Он являлся отражением древнейших народных представлений о защитной силе волос. Для замужней женщины считалось большим грехом оставлять свои волосы непокрытыми головными уборами. Девушка могла открывать свои волосы, в этом не виделось никакого зла.
Девичьими головными уборами были ленты, повязки. Лента была своеобразным символом девичества, - «вольной волюшки девичьей». Девичья коса украшалась множеством лент.

На затылке завязывался большой бант, прикрывая место скрепления головных уборов.

Девичьим головным убором была повязка («перевязка», «перевесточка»)

Девичьим головным убором была повязка («перевязка», «перевесточка»)

Девичьим головным убором была повязка («перевязка», «перевесточка»). Убор, обхватывая голову вокруг, оставлял ее верх, макушку, затылок открытым.
В Поморье самыми распространенными были повязки на твердой основе и мягкие, сложенные в виде обруча из шелковой косынки.
Поверх шелковой повязки украшались нитки с нанизанным жемчугом или бисером, имевшие название жемчуг, жемчужная нитка (фото 1), головная нитка, перо (фото 2), налобник.

Фото 1

Фото 2

Самыми красивыми были свадебные повязки

Самыми красивыми были свадебные повязки

Самыми красивыми были свадебные повязки.

Нет в Европе страны, – писал известный гидролог первой половины

Нет в Европе страны, – писал известный гидролог первой половины

«Нет в Европе страны, – писал известный гидролог первой половины ХIХ века Штукенберг, – которая была бы столько богата, как Россия, реками и ручьями, в которых водятся жемчужные раковины". Считалось, что лучший по цвету, форме и величине жемчуг добывали в реках, впадающих в Белое море.
В Поморье промысловые участки уже в ХV веке принадлежали Соловецкому монастырю.

Одной из самых распространенных была вышивка

Одной из самых распространенных была вышивка

Одной из самых распространенных была вышивка. В крестьянских нарядах и для украшения предметов культа чаще всего использовалось саженье, или шитье по «бели». На нитку заранее набирали ряд по рисунку, а затем провязывали так, чтобы они оставались на лицевой стороне, нитки с набранными бисеринками наматывали на бумажки, фигурные деревянные палочки, иногда в качестве основы клубка использовали круглую косточку из куриного горлышка, затянутую сплошь бисерным вязанием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наша работа на этом этапе не закончилась

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наша работа на этом этапе не закончилась

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша работа на этом этапе не закончилась. Своей задачей считаем продолжить изучение северных ремёсел.
Считаем актуальным вопрос сохранения ремесленных традиций работы с жемчугом, хотя бы в бисерном исполнении. В наших планах продолжить изготовление коллекции украшений из бисера по традициям жемчужных украс. Теперь нам предстоит выполнить серьги-бабочки.
Также актуальным считаем вопрос восстановления природных богатств северных речек.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020