Что есть школа для ребенка? Место, где дети общаются друг с другом? Или место, где они приобретают знания и умения?
Или, может быть, кто-то думает иначе? Совершенно верно, для общения детей не стоило создавать столь сложный социальный институт, как школа.
И знания можно получать дома с учителем, иногда это даже удобнее и дешевле, чем возить ребенка в школу.
Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка — институтом, в котором ребенок осваивает необходимый ему в последующем социальный опыт.
И в этом опыте можно выделить три главных момента.
Первый — это знания и умения.
Второй — взаимодействие со сверстниками, то есть с людьми близкого тебе социального положения.
Третий — взаимодействие с педагогами, то есть с людьми более высокого в данной ситуации социального статуса.
Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана.
К примеру, без освоения учебного взаимодействия с педагогом вряд ли будет возможно успешное получение знаний и умений, да и взаимодействие со сверстниками будет нарушено.
Без умения взаимодействовать со сверстниками пребывание в школе станет эмоционально дискомфортным, взаимодействие с педагогом — конфликтным, а приобретение знаний — занятием неприятным и поэтому также неуспешным. Трудности в приобретении знаний также нарушат взаимодействие с педагогом, снизят статус ребенка в среде сверстников.
Итак, мы выделили три важнейших взаимосвязанных аспекта, освоение
которых предполагает накопление
необходимого по возрасту социального опыта.
Однако на практике взрослые обращают внимание лишь на один из них, который
обычно называют «учебной деятельностью», другие два остаются в тени, потому что их трудно оценить и не всегда легко увидеть.
А важность их неоспорима и влияние на так называемую учебную деятельность также теперь ясно. Поэтому сегодня уделим внимание именно им и назовем их «позицией школьника».
Еще раз скажем, что в позицию школьника будет включаться умение организовать учебное и внеучебное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Важно отметить, что фундаментом этого умения является опыт взаимодействия ребенка в семье. Он основывается на ролевых позициях, в которых ребенок общается со своими родителями. Можно условно выделить шесть основных родительских ролевых позиций для ребенка младшего школьного возраста:
«Забота – опека».
«Контроль – требования».
«Сверхзабота, беспокойство, сверхопека».
«Суперконтроль – супертребования».
«Наблюдение – отстранение».
«Слияние: ребенок — смысл жизни».
Интересно, что и педагог тоже чаще всего реализует одну из таких же ролей. Понятно, что ребенок, привыкший к взаимодействию с определенной родительской ролью, будет ожидать того же от педагога и испытывать трудности при встрече с другой позицией взрослого.
Давайте подумаем. какие ролевые позиции чаще встречаются дома
и реже — в школе и поэтому являются источником трудностей в школе? Совершенно верно — позиции «суперконтроль» и «сверхзабота»,
а также «слияние: ребенок — смысл жизни».
А как же отношения со сверстниками? Если у детей не было опыта детского сада, то и на взаимодействие с ними будут влиять ролевые позиции родителей.
Давайте подумаем, как будет общаться со сверстниками ребенок, родители которого реализуют различные ролевые позиции. Вы совершенно правы, что родительские позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», «слияние: ребенок — смысл жизни» осложнят взаимодействие ребенка со сверстниками.
Получается, что от того, как мы взаимодействуем с детьми дома, во многом зависит успешность ребенка в школе. Поэтому давайте совместно «нарисуем картинку» оптимального домашнего взаимодействия родителей и других воспитателей (бабушек, нянь) с ребенком.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.