Личностная готовность
Наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться жить и работать в коллективе.
Адекватное отношение к сверстникам, учителям, успехам и неудачам.
Эмоционально-волевая готовность
Возможность управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли.
Умение слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого
Действовать в соответствии с правилом
Использовать образец
Сосредотачивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течение длительного времени (15-20 мин.)
Мотивационная готовность
Желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника.
Варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом:
Интерес к новым видам деятельности
Самоутверждение
Интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них
Познавательная потребность
Психологическая готовность
Соответствие степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения.
Уровень развития мышления
Уровень развития внимания
Уровень развития памяти
Уровень развития мелкой моторики
Психологическая готовность
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут); умение копировать образец.
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Интеллектуальная готовность
Определённый запас знаний, развитость наглядно-действенного мышления, творческого воображения, наличие представлений о природе и т. п.
Важен не столько объём знаний, сколько их качество, осознанность, чёткость представлений.
Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать, умение сопоставлять, сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
Развитие речи
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления.
Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.
Пересказ прочитанных или прослушанных сказок, рассказов.
Заучивание наизусть пословиц, стихов, считалок, скороговорок.
Отгадывание загадок.
Составление рассказа по картине, серии картинок.
Познавательная потребность
Привлекательность знаний, интерес к процессу познания.
Уровень её развития- один из показателей психологической готовности к школе.
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, у которых небольшой объём знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать. Такие дети не проявляют обычной детской любознательности, не желают получать новые знания, избегают умственного напряжения.
Как подготовить ребёнка к школе ?
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в семье: забота, понимание, внимание.
Разумная требовательность и дозированная самостоятельность, правильно организованная система поощрений и наказаний – вот ведущие принципы воспитательного подхода.
Способствовать расширению кругозора, нравственному воспитанию. Ребёнок должен понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», знать нормы и правила поведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.