Проблема , актуальность, пути решения.
В соответствии с новыми ФГОС в системе общего образования ,учебный предмет «Экология» не является обязательным для изучения, а предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) - обязательный. Это выводит на новый качественный уровень актуальность вопросов о направлениях дальнейшего развития экологического образования школьников, о роли и месте в этом процессе курса ОБЖ. Чем она обусловливается?
Роль курса ОБЖ в процессе экологического образования.
Актуальность первого вопроса - о направлениях дальнейшего развития экологического образования школьников - обусловлена, в частности, противоречием между требованиями ФГОС к образовательным результатам школьников в области экологического образования и условиями обучения, определенными новыми базисными учебными планами для общеобразовательных учреждений.
С одной стороны, в содержании новых ФГОС показана значимость экологического образования школьников. Это отражено в требованиях к результатам освоения образовательных программ на личностном и на метапредметном уровнях
Из требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы
Уровни результатов освоения ООП | ИЗ требований к результатам освоения ООП |
Личностные | «…формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; |
Метапредметные | « …умение … определять способы действий в рамках предложенных условий …, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
Роль и место курса ОБЖ в экологическом образовании.
Актуальность второго вопроса - о роли и месте курса ОБЖ в экологическом образовании школьников - исходит из наличия существенной области сопряжения экологии и науки о безопасности, а значит, и содержания соответствующих учебных предметов.
Так, в курсе ОБЖ значимое место отведено изучению вопросов обеспечения экологической безопасности.
Система экологического образования в МБОУ СОШ № 197
Вопросы экологической безопасности учащимися нашей школы изучают с через следующие учебные дисциплины :
1-4 классы – «Окружающий мир»
2. 5-11 классы – Экология;
- ОБЖ;
- География;
- Биология;
- Обществознание;
- Химии.
3. Внеурочная деятельность .
Роль курса ОБЖ в процессе экологического образования.
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Основой внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает смену целей урока: уход от триединой цели к двум новым целям:
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ.
Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. Постольку поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование УУД возможно при обучении любому из учебных предметов. В рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных СТАНДАРТОМ: коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Метапредметный подход (т.е. выход за рамки собственного предмета)
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер.
Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач:
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
— ролевые игры;
— групповые игры.
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач:
Познавательные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на серийность, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач:
Регулятивные универсальные учебные действия:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целепологание;
— на оценивание;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
С другой стороны, - необязательность изучения предмета «Экология». Такой курс может быть введен только за счет регионального компонента учебного плана или за счет компонента учреждения. Это означает, что большинство школьников страны не будут обучаться базовым экологическим знаниям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.