Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Он был одним из тех композиторов, которые учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.
М. П. Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей — потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на Русь из варягов.
С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался изучением французского и немецкого языков, а также музыкой, проявив большие успехи..
В 9 лет он уже играл концерт Фильда, но о профессиональных занятиях музыкой речи не было.
Затем он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков». Обучаясь он продолжал учиться музыкеу одного из лучших педагогов столицы А. Герке.
В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенского полка. Где во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя, известным композитором.
Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там творческой музыкальной обстановки он начинает сочинять.
Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», который и был очень удачным.
Александр Сергеевич Даргомы́жский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург)
В цикл (ну это что то вроде музыкального альбома),
вошло 7 пьес, одна из которых называется «Кот Матрос», и написана на стихи самого композитора.
Эти пьесы (пьеса маленькое музыкальное произведение), заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ.
Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение.
В нем нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк.
На что он похож текст?
Давайте послушаем произведение и ответьте на вопрос:
-Что вносит музыка в это произведение, что она выражает?
Какие интонации музыка внесла в возбуждённый детский рассказ?
Что мы можем услышать в аккомпанементе?
Кто является главным героем в произведении? А какая роль отводиться остальным участником?
Ай, ай, ай, ай, мама, Милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе
Искала — нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла...
Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос,
Забравшись на клетку, скребет!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло!
Э, брат, до птичек ты лаком!
Нет! Постой, попался!
Вишь ты, кот!
Как ни в чем не бывало, стою я,
Смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю —
Странно что-то!
Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит,
Только что думал схватить снегиря...
А я его хлоп!
Мама! Какая твердая клетка,
Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут,
Так ноет, ноет так...
Нет! Каков кот-то, мама, а?
Ответы:
Произведение похоже на рассказ ребёнка
Музыка внесла необходимую интонацию возбуждённого детского рассказа
- восклицания
- вопросы
- торопливую скороговорку
А в аккомпанементе (музыкальном сопровождении) слышно, как кот скребёт клетку, как пищит снегирь.
Таким образом, из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передает и волнение ребенка, и его оживленную речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность.
Главным героем является Кот Матрос, остальным героем отводится место второстепенное девочка – очевидец, снегирь – жертва проделки кота. Даже у зонтика была своя роль: Зонтик – это причина появление девочки в доме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.