Цель урока:
доказать, что вид - «человек разумный» принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди.
Креационизм – в переводе с латинского означает « род, творение»- это религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а так же мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Теория Творения
Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет бьолее древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.
Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.
Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаютсяразличные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.
Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволючионной теории.
Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога.
Теория внешнего вмешательства
Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты ТВВ предполагают:
скрещивание иномирян с предками людей;
порождение человека разумного методами генной инженерии;
создание первых людей гомункулярным способом;
управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.
Теория пространственных аномалий
Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.
При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.
В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ
Человек происходит от животных предков – обезьяны. Что человек и человекообразные обезьяны происходят от общих предков,
живших в далекие времена. Эта гипотеза
подтверждается многочисленными находками
костных остатков древних человекообразных
обезьян, первобытных людей.
Карл Линней (1707 – 1778 гг.)
Шведский естествоиспытатель
Создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Установил принцип соподчиненности систематических групп, соседние из которых связаны не только сходством, но и некоторой степенью родства: чем ближе расположены группы друг к другу, тем больше степень родства»
Систематическое положение человека в живой природе.
Империя - Клеточные
Надцарство - Ядерные
Царство - Животные
Подцарство - Многоклеточные животные
Тип - хордовые;
Подтип - Позвоночные
Класс - Млекопитающие
Отряд - Приматы
Семейство - Гоминиды
Род - Человек
Вид - Человек Разумный.
Африка – колыбель человечества
Начиная с 1924 г. в Африке были обнаружены многочисленные остатки австралопитеков
Самой замечательной особенностью австралопитеков была из двуногая походка. Появились они 5-7 млн. лет назад и исчезли около 1 млн. лет назад.
ЮАР
Танзания
Эфиопия
Чад
Дриопитек
Подвижные конечности и кисти, ключица обеспечивающая свободное движение
Быстрое передвижение и необходимость ориентировки
Развитие бинокулярного зрения и головного мозга
Хороший слух и обоняние
Малочисленное потомство
Жили стадами
Дриопитеки появились 17 — 18 млн. лет назад. В это время их места обитания затронуло изменение климата, приведшее к сокращению лесов. Дриопитекам пришлось приспособиться к жизни на открытой местности. Они и положили, видимо, начало эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам.
Австралопитеки («южные обезьяны»)
Обитали в степях Африки около 5 — 1 млн. лет назад.
Они сочетали в себе признаки человека и обезьян. Головной мозг имел объём 440— 600 см³. Рост был 120 — 140 см.
Главным достижением австралопитеков стало прямохождение.
Высвободились передние конечности — руки. Теперь в них можно было держать камни, палки, другие орудия.
Австралопитеки, судя по всему, ещё не обрабатывали своих орудий, а просто использовали то, что находили: палки, камни, кости, рога. Ими можно было убить мелкое животное, отогнать хищника.
Более поздние из австралопитеков явились, видимо, непосредственными предками людей.
Череп австралопитека
Череп австралопитеков характеризуется укорочением лицевой части и относительно большой мозговой коробкой. Объем мозга достигал от 500 до 650 см³. Рост 120 – 155 см и вес 35 – 60 кг.
Древнейшие люди (архантропы)
Питекантроп - имел обезьяноподобную внешность: короткое туловище и длинные руки. Рост составлял приблизительно 150–— 160 см.
От австралопитеков человек умелый отличался сравнительно большим объёмом мозга (около 800 -1100см³), увеличенными лобными и теменными долями, крупными челюстями, мощными затылочным и надбровными валиками, низким и покатым лбом.
Орудия труда человека умелого были каменными, грубо обработанными. Камни были основными материалами для изготовления орудий труда и защиты от хищников.
Занимались собирательством и охотой.
Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности.
Древние люди (палеоантропы)
Неандертальцы (Homo sapiens neanderthalensis) жили на Земле примерно 250 до 35 млн лет назад.
Представители этого вида людей были среднего роста (около 155 см) с массивным телосложением и большой головой. Объём мозгасоставлял (1200 — 1600 см³). Они имели мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и маленький подбородок, хорошо развитые челюсти, короткую шею и короткие руки.
Коллективная охота, совместная трудовая деятельность, накопление и передача опыта, забота о соплеменниках.
Хоронили своих умерших.
Современные люди –кроманьонцы.
Кроманьонцы — ранние представители вида Человек разумный (Homo sapiens sapiens). Они жили около 40 — 50 тысяч лет назад и были похожи на современного человека.
По сравнению с неандертальцами у кроманьонцев был менее массивный скелет. Рост достигал 180 см. Объём мозга человека разумного составлял 1400 — 1900см³. Мозговой отдел черепа преобладал над лицевым. Лоб был прямым, имел высокий свод. Подбородок был выступающим. У кроманьонцев сформировалась прямая походка. Их внешний облик не отличался от облика современного человека
Какая основная идея высказывания?
«Человек – разумнейшее животное не потому, что имеет руку, а потому и имеет руку, что он разумнейшее существо» (Аристотель).
Назовите черты, свойственные человеку в отличии от животных?
) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей среды
6) способность к мышлению
7) способность к целеполаганию
8) забота о потомстве
Ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали:
что личностью является каждый человек, не подвергшийся исскуственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите аргументы в обоснование своего мнения.
Аргументы:
понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений;
на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;
чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;
Аргументы:
проявлять себя как личность — значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);
деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.
Вывод:
Вывод: Человек произошел от животных и формирование его неразрывно связано с формированием человеческого общества, антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез.
Этап рефлексии.
Информация. Какой вы овладели информацией? Нужна нам такая информация?
Эмоции. Какие у вас по этому уроку возникают чувства?
Преимущества. Почему стоит проводить такие уроки?
Осторожность. Суждение. Оценка. Почему необходимо быть деликатным в своих суждениях по этой теме?
Творчество. Различные идеи. Какие новые предложения возникли у вас в ходе урока?
Организация мышления. Мышление о мышлении.
Цель. Чего мы достигли?
….. Мы откуда появились?
Мы откуда появились?
Звезд далеких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Наделил душой создатель?
Или разум как зарница,
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки…
Но откуда не взялись б мы
Раз, возникнув человеком,
Надо, чтоб мы им остались.
Э. Дарвин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.