Сопоставительный анализ
Характеристика | На балу | После бала |
| Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечно счастлив | Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет |
Сопоставительный анализ
Характеристика | На балу | После бала |
| Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий. | Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твердый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный |
Выводы из наблюдений
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа.
Что позволяет писателю выявить характеры героев, их психологическое состояние, обстановку, в которой они действуют, и раскрыть социальные противоречия русской действительности? Какой прием?
КОНТРАСТ
Контраст – резкая противоположность
Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т. п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.
Контрастный – составляющий контраст, совершенно противоположный.
Антитеза
противопоставление характеров,
обстоятельств, образов, композиционных
элементов, создающее эффект резкого
контраста.
Шире: сопоставление противоположных понятий,
состояний, любых элементов литературного произведения.
Встречаются антитезы:
персонажные (в персонажной организации),
сюжетные (в сюжетном построении),
композиционные;
Для выражения антитезы часто используют антонимы —
противоположные по смыслу слова («Черное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Толстый и тонкий» и др.).
Тест по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» 1.Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?а) последовательность излагаемых событий;б) цикличность излагаемых событий;в) контраст;
2. Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
3.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?а) отчуждение;б) возмущение;в) восторг;г) пренебрежение.
4. С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка;
б) белые усы и бакенбарды;
в) блестящие глаза и радостная улыбка;
г) «домодельные» сапоги.
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляетдруг другу картины бала и экзекуции солдата?а) антитеза;б) подбор эпитетов;в) прямая авторская оценка;г) цветопись;д) звукопись;е) описание героя.
6. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала;
б) особое значение сцены расправы с солдатом;
в) важность утра, следующего за балом.
Домашнее задание
1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)
2.(на выбор)
Составить тест по рассказу «После бала»
Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»
Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или «Почему Иван Васильевич нигде не служил?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.