Формы в музыке и в жизни
Презентация к уроку музыки (УМК
В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс).
Тема урока: Как рождается музыкальная форма
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.
Цели и задачи
различать на слух малые и развитые музыкальные формы;
на примере народного творчества рассмотреть, как рождается музыкальная форма, как жизнь определяет этот процесс;
почувствовать, что сложные музыкальные формы полнее и разнообразнее передают человеческие чувства, правдоподобнее «рисуют» музыкальные картины;
понять, что сложные музыкальные формы в композиторской музыке лучше показывают сложность самой жизни;
различать на слух в нотных примерах ритмический рисунок;
Познакомиться с оперной арией.
Кукушка
1. Там вдали за рекой
Раздаётся порой:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
2. Это птичка кричит
У зелёных ракит:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
3. Потеряла детей,
Грустно бедненькой ей:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
4. Деток ищет, зовёт
И тоскливо поёт:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
«Откуда приятный и нежный тот звон?..»
Откуда приятный и нежный тот звон:Тра-ля-ля, ля -ля -ля ,ля- ля- ля , ля- ля -ля ?Такого я прежде нигде не слыхал - Тра- ля- ля , ля -ля- ля , ля -ля -ля , ля , ля -ля -ля. Такого я прежде нигде не слыхал - Тра - ля -ля, ля -ля -ля, ля- ля -ля -ля
Авсени, таусени
Авсень, авсень!
Мы ходили по всем
По проулочкам,
По заулочкам.
Мы искали, мы искали
Иванов дом.
«Авсень!» – кричат ряженые под окошком в Новый год. Ходят от дома к дому.
Хозяева подают угощение, которое ряженые складывают в мешок, а потом делят или съедают вместе.
Гадали в Святки под песню
Будем перстни тресть,
Будем песни петь,
Лим-лёли.
Мы кому поём,
Мы добра даём,
Лим-лёли.
А чей перстенёк,
Того песенка.
В новогоднюю ночь люди на звёзды смотрели. Если звёзды ярко блестят, то хлеб будет хороший. Ещё говорили так: «Ночь звёздиста – лето ягодиста». «Перед утреней небеса открываются. О чём небу помолишься, то и сбудется».
вывод
Чем продолжительнее звучит песня, тем больше и крупнее становится форма.
Простое в жизни и в музыке может быть достаточно длинным, пространным. А происходит это само по себе, складывается из простого повтора.
Физкультминутка
Белый пух,
Снежный пух –
Всё-всё-всё в пуху вокруг.
Пух на шапках,
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно, ух!
Кто щекочет?
- Пух! (Н. Перунов)
Греем руки, греем ноги!
Опера «Норма» В. Беллини
Сюжет оперы «Норма» переносит нас в очень древнюю страну Галлию, захваченную римскими легионами Цезаря. Страсти бушуют нешуточные, а заканчивается спектакль сожжением на костре главных героев. Знаменитую арию «Casta Diva» жрица Норма начинает с обращения к луне и призывает к миру.
Целомудренная Дева!
Серебришь ты дивным взором
Вековой сей бор священный.
Обрати к нам лик нетленный,
Ясным светом озари.
Целомудренная Дева,
Укроти страстей горенье
И умерь пыл дерзновенный.
На земле покой блаженный,
Как на небе, водвори.
ВЫВОД
Музыка умеет выражать человеческие чувства, изображать картины природы.
Композиторы для построения музыки используют различные музыкальные формы.
Что нам сегодня нарисовала музыка?
Что узнали нового о музыкальных формах?
ДЛЯ МЕНЯ СЕГОДНЯШНИЙ УРОК…
На уроке мне было:
Интересно
Скучно
Безразлично
Итог. Я …
Понял материал
Узнал больше, чем знал
Не понял
Я на уроке:
Работал
Отдыхал
Помогал другим
Домашнее задание:
Используемые методические источники и Интернет-ресурсы
Усачева В.О., Школяр.Л.В., Школяр В.А. Музыка: 1 класс: методическое пособие / 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017;
Усачева В.О., Школяр.Л.В. Музыка: 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2015;
http://ruhistor.ru/category/kultura-i-byt/folklor
http://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/
https://www.pagans.su/stati/etnografiya
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.