Джаз называют самым загадочным явлением в музыкальной культуре
XX века, потому что в джазовой музыке есть особая магия чувств, эта музыка создается
по другим законам.
«Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять».
Л. Армстронг
«Раз вы сами не знаете, то не путайтесь под ногами».
Ф. Уоллер
Что такое джаз?
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
Еще в начале XVII века в Америку прибыли первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях.
Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия… В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков.
Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их, но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю надежду на лучшую жизнь.
Джазовая музыка зависит от фантазии, таланта, ритмического мастерства самих исполнителей. Труба, кларнет и тромбон служат в традиционном джазе ведущими голосами, а в состав ритмической группы входят: фортепиано, гитары, котрабас и ударные.
У каждого из них своя особая роль. Труба играет звонко и мужественно. Кларнет – нежно, иногда печально. Тромбон звучит насмешливо и язвительно, иногда он звучит как разъяренный тигр.
Импровизировать музыкальную композицию могут одновременно несколько музыкантов - исполнителей. И законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия всех членов ансамбля между собой и с аудиторией.
Спиричуэл – песня североамериканских негров религиозного содержания. Слово Спиричуэл – в переводе с англ. «дух, духовный». Негритянский спиричуэл – это духовный хоровой гимн, который часто сочиняли на библейские сюжеты и тексты, Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины. Строится спиричуэл нередко в форме вопроса и ответа, которая характерна для фольклора многих стран.
Блюз – меланхоличная сольная песня. В переводе с англ. имеет двойное значение – от американской идиомы «быть печальным, хандрить, меланхолия»; второе - голубой цвет.
О блюзе очень справедливо сказал А. Баташев:
«Это крик истерзанной негритянской души».
Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе. Для него характерен текст, в котором звучит некая недосказанность и неоднозначность. Грусть очень часто соседствует с юмором.
Регтайм – жанр американской музыки, популярный с 1900 по 1918 год. Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот. Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragged time («разорванное время», т.е. синкопированный ритм).
Скотт Джоплин
1868 - 1917
Регтайм
«Кленовый лист»
У Джаза мировая слава. Сегодня джаз чрезвычайно разнообразен и огромное количество любителей джаза собирают фестивали джазовой музыки, куда приезжают знаменитости со всего мира. Он включает в себя огромное количество стилей и направлений: от традиционного джаза (новоорлеанский и чикагский стили), он прошел путь через свинг, би-боп, мейн-стим к современному кул-джазу, фри-джазу, электронному джазу и джаз-року.
Представителем джазового жанра в Осетии является композитор Николай Кабоев.
Мелодическая красота, гармоническое и ритмическое богатство, изысканность оркестровых аранжировок, импровизационность и приемы джазового письма – вот стиль музыки Н. Кабоева. Такие яркие произведения композитора как «Зарæг сабитыл», «Солнечный день» и «Осетинский эскиз» доступны восприятию не только профессионала, но и самого простого слушателя.
1918-1990
Леонард Бернстайн
«Я люблю джаз зато, что он… никогда не бывает окончательно печальным или окончательно веселым…»
американский композитор, пианист и дирижер XX века
Вывод:
Нельзя назвать музыку «легкой» , если она затрагивает такие серьезные темы, как: человеческое достоинство, вера в справедливость, религиозные чувства, желание быть любимым и любить?
***************
Эта тематика роднит джаз с самыми различными произведениями классической музыки.
Дело лишь в том, что способ выражения образных идей в джазе иной, чем в европейской музыке.
Главное отличие в импровизационной природе джаза, которая когда-то была свойственна и классической музыке.
1.
Сегодня дождь, сегодня небо серо, -
Ты идёшь угрюмый и смурной.
Твой зонт с дырой, но разве в этом дело?
Зачем грустить? Давай споём с тобой:
Припев:
Тёплые лужи,
Тёплые лужи, мокрый песок.
Всей планете нужен
Дождевой природный сок.
Тёплые лужи,
Тёплые лужи, мокрый песок.
Всей планете нужен
Дождевой природный сок.
2.
Закрой свой зонт, сними скорей ботинки,
Босиком по лужам пробегись.
С тобою мы разбрызгаем дождинки
Из пенных луж. Давай, поберегись!
Припев:
3.
Сегодня дождь, сегодня небо серо, -
Ты идёшь, улыбку не тая.
Ты весь промок, но разве в этом дело,
Когда весь мир умылся от дождя?
Припев:
«Сегодня дождь»
Муз. и сл. Александра Ермолова
Рефлексия деятельности
Чему был посвящён сегодняшний урок?
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы научились?
Какая информация показалась вам наиболее интересной? Неинтересной?
Какой вид работы понравился больше всего? Меньше всего?
Для чего нужны полученные сегодня знания и умения?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.