Презентация к уроку музыки в 7 классе: «Симфоническая музыка»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 14.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА.pptx

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Симфония (от греческого sympfonia - созвучие) - ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение

По своему значению в искусстве, она занимает такое же место, как роман или драма в литературе

Симфония достигла совершенства в XIX веке в сочинениях венских классиков. 

Йозеф Гайдн 
(1732 – 1809)

Вольфганг Амадей Моцарт
(1756 – 1791)

Людвиг ван Бетховен
(1770 – 1827)

Великими симфонистами того времени были Й. Гайдн, которого называют отцом симфонии, 
и его последователи В.-А. Моцарт, Л. Бетховен

Почти все симфонии, созданные этими композиторами,
имеют одинаковое строение: четыре части, которые воплощают в себе 
разные стороны жизни человека

Первая часть - быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением

Первая часть, как правило, пишется в сонатной форме
( в форме сонатного аллегро)

Вторая часть - медленная,
задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, пасторальная, элегичная, скорбная или трагическая по настроению

Третья часть - менуэт - 
это игра, веселье
 картинки народной жизни

Четвёртая часть - быстрый финал, близкий народной
песенно - танцевальной, жанрово - бытовой музыке

Финал, как итог всех частей,
отличается, как правило, жизнеутверждающим, победным,торжественным,
праздничным характером

Так в процессе борьбы, острых,
 конфликтных столкновений, видоизменений утверждается
 музыкальная идея произведения

Музыкальные образы сочинений Йозефа Гайдна навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства.
Картины мирной счастливой
жизни, танцы и хороводы,
природа, радости крестьянского
труда составляют содержание его произведений

Многие мелодии, сочинённые Гайдном, становились народными и распевались
 теми, кто даже не знал имени их создателя

Оптимистическое отношение Гайдна к жизни отразилось в его музыке - жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором

Основное историческое и художественное значение приобрела
инструментальная музыка Гайдна - симфоническая и камерная,
а также оратории "Сотворение мира" и "Времена года"

С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната

Именно у Гайдна симфония достигла совершенной формы

Результатом путешествия Гайдна в Лондон стали 12 знаменитых лондонских симфоний, 
которые являются вершиной симфонизма

Не случайно их стали называть классическими. Гайдн увеличил состав симфонического оркестра, с большой изобретательностью и остроумием используя различные инструменты

Одна из лондонских симфоний Йозефа Гайдна Симфония № 103 ( "С тремоло литавр")

Медленное вступление открывается тремоло солирующей литавры, и этот первый звук настолько поразил слушателей на премьере, что дал название всему произведению

При Гайдне и Моцарте симфония стала трактоваться как универсальная циклическая форма

Симфония как высший тип инструментальной музыки превосходит все другие её виды широчайшими возможностями воплощении значительных идей и богатства эмоциональных состояний.

Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора.
              Внутреннее содержание ее богато, сложно и широко развито.

 Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфония как бы опередила свое время. Многим современникам композитора она казалась странной, непонятной.​



Симфонию No 40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром - «Джокондой» Леонардо да Винчи.
Читаем о картине Леонардо да Винчи (эти характеристики приводит в своей книге о Моцарте исследователь его творчества Г. Чичерин), а каждое слово как будто о 
музыке Моцарта!


Музыка Сергея Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры - всё это разные стороны прокофьевской музыки.

Неподдельный интерес к музыке Венских классиков проявился у Сергея Прокофьева во время занятий по дирижированию.
 В своей первой симфонии он хотел пофантазировать и представить какое бы произведение написал Гайдн в наши дни, если бы сохранил свою манеру письма и использовал бы новые гармонии. 

Легкость и изящность музыки позволили использовать симфонию в качестве сопровождения в одноактных балетах, поставленных на сценах Парижа, Санкт-Петербурга и Москвы.

Классическая симфония № 1 Сергея Сергеевича Прокофьева словно интерпретация старой истории в новом времени. Сюжет и идея остаются прежними, но обстановка и люди уже изменились. Вечный театр жизни.