Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека.
Вспомним о трагичном переломном моменте в жизни Л. Бетховена.
У 32-летнего композитора начала развиваться глухота.
Уединившись в деревне Гейлигенштадт под Веной, он пишет двум своим братьям письмо, известное нам как «Гейлигенштадтское завещание».
«О вы, люди, считающие или объявившие меня озлобленным, упрямым... - как вы несправедливы ко мне. Вы не знаете тайной причины того, что я вам кажусь таким... Подумайте только, вот уже шесть лет. как меня поразил неизлечимый недуг... ведь я глух.
Что за унижение, когда кто-нибудь, стоя рядом со мной, слышал издалека звуки флейты, я же не слышал ничего... Такие случаи приводили меня на грань отчаяния, недоставало малого, чтобы я покончил со своей жизнью.
Только оно, искусство, оно удерживало меня. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир, прежде чем я выполню все, к чему чувствовал себя призванным... Терпение... Оно должно стать моим руководителем, и я владею им...
О Божество, ты с высоты проникаешь вглубь моего существа, ты знаешь его, ты знаешь, что в нем живут любовь к людям и желание делать добро. О, люди, если вы когда-нибудь прочитаете это, подумайте, что вы были несправедливы ко мне, и несчастный пусть утешится, найдя такого несчастливца...
Вы. мои братья Карл и Иоганн ... живите в согласии и помогайте друг другу... Внушайте вашим детям добродетель ... Не деньги - она одна может дать счастье.
Прощайте и любите друг друга!
Благодарю всех моих друзей... Прощайте, и не забывайте меня совсем после моей смерти. Я заслужил это от вас, ибо при моей жизни часто думал о вас, думал, как бы сделать вас счастливыми. Будьте же счастливы!..
О Провидение, пошли мне хоть однажды день чистой радости! <...> Когда. - о, когда же: о Боже, - я смогу его вновь ощутить в храме природы и человечества? Никогда - о, нет, это было бы слишком жестоко!»
Гейлигенштадт. 6 октября 1802 г
Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству.
В качестве эпиграфа ко всему периоду после «Гейлигенштадтского завещания» мог бы служить авторский подзаголовок Симфонии № 3 — ««Героическая».
Героическим, мятежным духом проникнуты и
увертюра «Эгмонт», и Симфония № 5 с её знаменитым «мотивом судьбы»
«Так стучится к нам в дверь судьба» — так по свидетельству современников, Бетховен сказал о начальных тактах своей
Симфонии № 5.
Сочиняя ее, он говорил:
«Я схвачу судьбу за глотку».
Бетховен вышел победителем из этой схватки.
Конкретный смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать её как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы.
Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.
Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на животрепещущие вопросы.
Современники композитора, жившие в XIX в., видели в герое Симфонии 5 человека, в самом себе черпающего силы и мужество для борьбы с тяжелой действительностью.
Подкрепившись сознанием своей нравственной связи с Божеством, он воспевает вечное превосходство добра и внутреннюю свободу.
Позже образ Симфонии № 5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям.
За это боги жестоко наказали его.
В начале XX в., в эпоху социальных потрясений, октябрьского переворота в России, это произведение воспринималось как симфония нависшего над человечеством рока и напряженного сопротивления ему...
В годы Второй мировой войны (1939-1945) «два такта из Бетховена» — мотив судьбы, - олицетворяя собой стойкость и мужество, поддерживали дух заключенных, попавших в фашистские застенки. Ведь в этой Симфонии, как ни в одном другом сочинении, с наибольшей силой воплощены идеи: «через борьбу — к победе», «от мрака - к свету», «через тернии — к звездам».
Сегодня, в XXI в., для людей, стремящихся к духовному возрождению Симфония № 5 обретает особый, нравственный смысл.
Развитие музыки Симфонии показывает, что есть нечто высшее — совести человека - голос Бога и его собственная воля.
Судьба властвует над человеком? Против нее человек бессилен?
В Симфонии кипит борьба... кого с кем или с чем?..
Все это вопросы, которые задает себе современный слушатель.
1-я часть воспринимается как внутренняя борьба человека.
Как глас Божий звучит мотив судьбы — тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим.
В Библии сказано:
«Сейчас стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Бог «стучит» в сердце человека, как бы подает ему руку и помогает подняться. И человек радостно распрямляется.
Он вновь полон сил!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.