1. Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос. (Кукуруза.) 2. Полевая культура, в народе называется «второй хлеб». (Картофель.) 3. Из зерен этого растения получают крупу пшено. (Просо.) 4. Круглый овощ, краснеющий к осени. (Томаты.) 5. Из зерен этого растения варят гречневую кашу. (Гречиха.) 6. Из муки, полученной из зерен этого растения, пекут батоны и плюшки. (Пшеница.) 7. Это растение — родственник лесной клубники. (Виктория.) 8. Маленький овощ с острым вкусом и резким запахом, обладающий противомикробным действием. (Чеснок.) 9. Это растение цветет в июле, а при выращивании в теплицах — в начале марта. Разновидности: ...-травянка,... Фишера. (Гвоздика.) 10. Полевое растение, из зерен которого изготавливают муку. (Рожь.) 11. Это растение украшает букеты школьников 1 сентября. (Гладиолус.) 12. Полевое растение — лакомство лошадей. (Овес.) 13. Растение, получившее свое название от персидского слова «тюрбан» — чалма, гордость цветоводов. (Тюльпан.) 14. Растение с крупными желтыми плодами. (Тыква.) 15. Плоды этого кустарника бывают черными и красными. (Смородина.) (Ключевое слово в выделенных клетках: растениеводство.)
— Назовите отгаданные растения, которые выращивают полеводы, овощеводы, цветоводы. (Полеводы выращивают кукурузу, картофель, просо, гречиху, рожь, овес, пшеницу; овощеводы — томаты, чеснок, тыкву; цветоводы — гвоздику, гладиолус, тюльпан.)
— Какими растениями занимается такая отрасль, как плодоводство? (Смородина, садовая земляника.)
2. Тест
1. Основными отраслями растениеводства являются:
а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство
б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство
в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство
2. Село дает городу:
а) продукты питания
б) продукцию для заводов и фабрик
в) продукцию для ткацких фабрик
3. Главными зерновыми культурами являются:
а) картофель, томаты, лен
б) овес, ячмень, рожь, пшеница
в) лук, репа, подсолнечник
4. К овощным культурам относятся:
а) морковь, петрушка, томат
б) капуста, абрикос, персик
в) вишня, баклажан, патиссон
5. К сельскохозяйственным профессиям относятся:
а) ткач, металлург, геолог
б) агроном, комбайнер, овощевод
в) цветовод, археолог, инженер
6. Масло получают из семян:
а) гречихи и ячменя
б) проса и овса
в) подсолнечника и льна
3. Словарный диктант
• Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием зерновых культур. (Полеводство)
• Овощ с вытянутым оранжевым корнем. (Морковь)
• Второе название томата. (Помидор.)
• Овощная культура, потребляющая большое количество воды, листья образуют кочан. (Капуста.)
• Овощная культура, выращиваемая как в теплицах, так и в открытом грунте, имеет сочный зеленый продолговатый плод. (Огурец.)
• Вьющееся растение, имеющее плоды в виде стручка и круглые семена. (Горох.)
• Полевая культура, богатая крахмалом. (Картофель.)
' Ягодная культура с плодами красного цвета. (Земляника.)
4. Сообщения учащихся
(Конкурс сообщений на тему «Культурные растения моего края».)
— Чье сообщение было самым подробным и интересным?
III. Самоопределение к деятельности
— Только ли растения разводит человек?
— Как называется эта отрасль?
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Животноводство в нашем крае».)
— О чем хотите узнать на уроке?
(Каких животных разводит человек ? Из каких отраслей состоит животноводство ? Чем занимается каждая отрасль ? Каких животных объединяет ? Какие породы разводят ?
В чем их ценность для человека ? Как развивается животноводство в нашем крае?)
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа со словарем
— Из каких слов состоит слово «животноводство»?
— Найдите толкование слова «животноводство» в словаре С.И. Ожегова. (Животноводство — отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел и др.)
— Каких животных разводит человек? (Ответы детей.)
2. Работа с загадками
— Узнайте животных.
Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (Курица.)
Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца.)
Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь.)
Среди двора стоит копна —
Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
— Эй, куда, борона?
- Берегись, наскочу, лбом ухвачу! (Коза.)
Лежит под плетнем и крутит хвостом.
Ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)
Лежит кучка поросят,
Кто ни тронет — завизжат. (Пчелы.)
— К какой группе животных их отнесем? (Домашние.)
3. Работа в группах
Когда-то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнили животных, а вывели множество новых пород. В настоящее время еще одной отраслью сельского хозяйства является животноводство.
— Животноводство — это большая отрасль, и она делится на несколько частей. С помощью учебника узнайте, какие это отрасли. (Разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство.)
— Познакомимся с различными отраслями животноводства. Как будем работать? (В группах.)
Работу будем вести четырьмя группами, каждая группа получит для работы все необходимое.
Задания для первой группы
1. Карточка с названием отрасли: разведение крупного и мелкого рогатого скота.
2. Рисунки и фотографии данных животных, «На молочной ферме», «Выпас отар на пастбище».
Источники: учебник (с. 197), география края.
Задания для второй группы
1. Карточки с названиями отраслей: свиноводство, коневодство.
2. Рисунки и фотографии «На свинокомплексе», «Конезавод». Источники: учебник (с. 198—199), география края.
Задания для третьей группы
1. Карточки с названиями отраслей: кролиководство, птицеводство.
2. Рисунки и фотографии «Кролиководство», «Работа птицефабрики», «На птицеферме».
Источники: учебник (с. 199-201), география края.
Задания для четвертой группы
1. Карточки с названиями отраслей: рыбоводство, пчеловодство.
2. Рисунки и фотографии «В рыбоводном хозяйстве», «На пасеке».
Источники: учебник (с. 201—202), география края.
Карточка с планом ответа (для всех групп)
1. Название отрасли.
2. Чем занимается отрасль, ее особенности.
3. Получила ли развитие в нашем крае.
(Проводится работа в группах. Каждая группа в рабочей тетради выполняет свое задание )
V. Первичное закрепление
Сообщения учащихся
(Представители каждой группы делают сообщение. Проводится обсуждение в классе. По ходу выступлений ученики выполняют задание 1 на с. 89 рабочей тетради.
В список отраслей животноводства можно добавить оленеводство (см. дополнительный материал к уроку), звероводство (разведение ценных пушных зверей).)
За работу отраслей животноводства отвечают зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, скотники, свинарки, конюхи, птичницы, пчеловоды, рыбоводы, пастухи и многие другие люди разных специальностей.
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Беседа
- В каждом крае животноводство имеет свои особенности. Как вы думаете, почему? (Наша страна расположена в разных природных зонах, значит, есть разные погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа. В разных природных зонах разная растительность и разные животные.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 2 на с. 90. (Взаимопроверка.)
Игра «Узнай по описанию»
(Каждая группа получает карточку с одним из слов: пасека, птицефабрика, пастбище, конный завод. Задача: дать описание объекта, не называя его. Остальные должны угадать слово.)
Игра «Подумай, отгадай»
• Отрасль животноводства, занимающаяся разведением кур, уток, гусей. (Птицеводство.)
• Человек, ухаживающий за пчелами. (Пчеловод, пасечник.)
• Домашний родственник зайца. (Кролик.)
• Доктор животных. (Ветеринар.)
• С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)
• С пухом, а не птица. Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)
• Она необходима лесникам, пастухам, пограничникам и даже полицейским. (Лошадь.)
• Человек, который сопровождает животных на пастбище. (Пастух, чабан.)
• Цех, где разводят кур. (Инкубатор.)
• Как называют стадо овец? (Отара.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.