Слово «этика» пришло к нам из Древней Греции и переводится как «нрав», «обычай».
В этике отражены нравственные представления, которые определяют поведение человека, его душевные качества, необходимые для жизни человека в обществе.
Эти правила содержатся в нормах морали.
Этика изучает мораль – систему норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом.
ЭТИКА – нормы и правила поведения(мораль, нравственность) | |
Добро и злоДостоинствоЧестность | ВежливостьМилосердиеСовесть |
Основатель науки этики древнегреческий мыслитель Аристотель. Он назвал этику наукой, когда писал книгу о нравственных основах жизни человека для своего сына Никомаха. Книга называлась «Этика для Никомаха», или «Никомахова этика».
Для того чтобы жить в обществе, человеку необходимо соблюдать нравственные нормы, основой которых является принцип «не навредить», т. е. не сделать больно, не обидеть и т. д.
Слово вежливость образовано от слова вежа (веже). Это слово до XVI века означало «знаток правил поведения», т. е. вежливый человек, с которым легко и приятно общаться.
При этом вежливость должна быть искренней, естественной, а не наигранной, притворной.
Нравственные нормы определяют важные, значимые для людей правила поведения. Эти нормы появились не сразу и не случайно. Они выработаны и проверены вековым человеческим опытом.
Каждое новое поколение вбирает этот опыт, учится на нём и добавляет к нему свой. Так формируется культура человека.
Всегда ли мы следуем нравственным нормам?
Что же нам мешает это делать?
Часто незнание этих норм, иногда безразличие, невнимательное отношение к ним, а порой просто нежелание их соблюдать.
Правильно ли это?
Конечно, нет. Ведь именно в соблюдении нравственных норм проявляется
культура человека.
Какого человека можно назвать культурным?
Какими качествами он должен обладать?
В первую очередь, быть воспитанным, то есть вежливым, внимательным в общении с другими людьми.
О важности и полезности этого качества рассказывает шутливая мексиканская сказка «Вежливый кролик». .
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
"Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!"
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: - Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо. - Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу
прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.
- Простите, что я побеспокоил вас,
- сказал он.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала!
Ох уж эти вежливые кролики!
Нужно же было ему просить разрешения войти!
Так вежливость спасла Кролику жизнь.
Вежливость всегда рядом с доброжелательностью.
А что такое доброжелательность?
Это желание добра каждому живому существу.
Прочитайте сказку
Л. Н. Толстого «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на
ветку и упала прямо на сон –
ного волка. Волк вскочил и
хотел ее съесть.
Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Вежливость порождает и вызывает вежливость.
Эразм Роттердамский
Ничто не обходится нам так дёшево и
не ценится так дорого, как вежливость.
Сервантес
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Жан Жак Руссо
ИЗРЕЧЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Что изучает наука этика?
Какой мыслитель и в связи с чем дал название этой науке?
Как создавались нравственные нормы поведения?
В последних словах белки из сказки Л. Н. Толстого главный смысл сказки. Попробуй сформулировать его сам.
Может ли вежливость помочь в трудных ситуациях?
Как выглядит приветливость?
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Какой антоним у слова «вежа» и каково его значение? 2. Был ли случай в твоей жизни, когда тебе помогла вежливость?
З. Вежливость и приветливость одно и то же качество или разные качества?
4. Почему важно соблюдать нормы поведения?
5. Что мешает следовать нравственным нормам?
6. Какие признаки воспитанного человека ты можешь назвать?
Практические и творческие задания
1 . Отметь хорошие поступки словом «да», а плохие словом «нет».
Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Помочь упавшему подняться
Засмеяться над неловкостью другого человека
Не встать, обращаясь к учителю
Не уступить место пожилому человеку в транспорте
Показывать пальцем на инвалида
Поднять упавшую у другого человека вещь
Не заметить грустного настроения мамы
Шептаться с кем-то в присутствии других людей
Громко разговаривать, кричать в транспорте и других общественных местах
Мальчик, выскочив из дома, стремглав помчался к троллейбусу. На бегу он случайно портфелем задел маленькую девочку, наткнулся на старушку.
Девочка вышла на школьный двор, обогнавшая её ученица показала ей язык. В дверях класса мальчик дёрнул её за косичку, другой мальчик передразнил её походку.
2. В чём проявляется невоспитанность героев, попавших в следующие ситуации?
Бабушка утром ласково разбудила внучку, заботливо приготовила ей завтрак и пожелала счастливого дня. Внучка, с аппетитом поев, отодвинула тарелку и чашку, поиграла с котёнком и нетерпеливым тоном велела бабушке проводить её в школу.
Как ты думаешь, какое настроение у каждого из героев? Объясни почему.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.