Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") на тему "Этика – наука о нравственной жизни человека"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 17.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация подготовлена на основе материала учебника А.И. Шемшуриной
Иконка файла материала ЭТИКА НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.pptx

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Слово «этика» пришло к нам из Древней Греции и переводится как «нрав», «обычай».

В этике отражены нравственные представления, которые определяют поведение человека, его душевные качества, необходимые для жизни человека в обществе.

Эти правила содержатся в нормах морали.

Этика изучает мораль – систему норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом.

ЭТИКА – нормы и правила поведения (мораль, нравственность)

Добро и зло Достоинство Честность

Вежливость Милосердие Совесть

Основатель науки этики древнегреческий мыслитель Аристотель. Он назвал этику наукой, когда писал книгу о нравственных основах жизни человека для своего сына Никомаха. Книга называлась «Этика для Никомаха», или «Никомахова этика».

Золотое правило этики –

«не делай другим того, чего не желаешь себе».

Для того чтобы жить в обществе, человеку необходимо соблюдать нравственные нормы, основой которых является принцип «не навредить», т. е. не сделать больно, не обидеть и т. д.

Какие же нравственные нормы являются первостепенными?

Прежде всего быть вежливым, доброжелательным по отношению к другим людям.

Слово вежливость образовано от слова вежа (веже). Это слово до XVI века означало «знаток правил поведения», т. е. вежливый человек, с которым легко и приятно общаться.
При этом вежливость должна быть искренней, естественной, а не наигранной, притворной.

Нравственные нормы определяют важные, значимые для людей правила поведения. Эти нормы появились не сразу и не случайно. Они выработаны и проверены вековым человеческим опытом.

Каждое новое поколение вбирает этот опыт, учится на нём и добавляет к нему свой. Так формируется культура человека.

Всегда ли мы следуем нравственным нормам?

Что же нам мешает это делать?

Часто незнание этих норм, иногда безразличие, невнимательное отношение к ним, а порой просто нежелание их соблюдать.

Правильно ли это?

Конечно, нет. Ведь именно в соблюдении нравственных норм проявляется
культура человека.

Какого человека можно назвать культурным?

Какими качествами он должен обладать?

В первую очередь, быть воспитанным, то есть вежливым, внимательным в общении с другими людьми.

О важности и полезности этого качества рассказывает шутливая мексиканская сказка «Вежливый кролик». .

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

"Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!"

И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: - Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо. - Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу
прекрасно понял, с кем имеет дело.

- Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

- Простите, что я побеспокоил вас,
- сказал он.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

- Лучше бы я ему не отвечала!
Ох уж эти вежливые кролики!
Нужно же было ему просить разрешения войти!

Так вежливость спасла Кролику жизнь.

Вежливость всегда рядом с доброжелательностью.

А что такое доброжелательность?

Это желание добра каждому живому существу.

Как она проявляется в поведении?

В приветливости, отзывчивости, улыбке.

Прочитайте сказку
Л. Н. Толстого «Белка и волк».

Белка прыгала с ветки на
ветку и упала прямо на сон –
ного волка. Волк вскочил и
хотел ее съесть.
Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Вежливость порождает и вызывает вежливость.
Эразм Роттердамский
Ничто не обходится нам так дёшево и
не ценится так дорого, как вежливость.
Сервантес
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Жан Жак Руссо

ИЗРЕЧЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Что изучает наука этика?
Какой мыслитель и в связи с чем дал название этой науке?
Как создавались нравственные нормы поведения?
В последних словах белки из сказки Л. Н. Толстого главный смысл сказки. Попробуй сформулировать его сам.
Может ли вежливость помочь в трудных ситуациях?
Как выглядит приветливость?

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Какой антоним у слова «вежа» и каково его значение? 2. Был ли случай в твоей жизни, когда тебе помогла вежливость?
З. Вежливость и приветливость одно и то же качество или разные качества?
4. Почему важно соблюдать нормы поведения?
5. Что мешает следовать нравственным нормам?
6. Какие признаки воспитанного человека ты можешь назвать?

Практические и творческие задания
1 . Отметь хорошие поступки словом «да», а плохие словом «нет».
Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Помочь упавшему подняться
Засмеяться над неловкостью другого человека

Не встать, обращаясь к учителю
Не уступить место пожилому человеку в транспорте
Показывать пальцем на инвалида
Поднять упавшую у другого человека вещь
Не заметить грустного настроения мамы
Шептаться с кем-то в присутствии других людей

Громко разговаривать, кричать в транспорте и других общественных местах

Мальчик, выскочив из дома, стремглав помчался к троллейбусу. На бегу он случайно портфелем задел маленькую девочку, наткнулся на старушку.

Девочка вышла на школьный двор, обогнавшая её ученица показала ей язык. В дверях класса мальчик дёрнул её за косичку, другой мальчик передразнил её походку.

2. В чём проявляется невоспитанность героев, попавших в следующие ситуации?

Бабушка утром ласково разбудила внучку, заботливо приготовила ей завтрак и пожелала счастливого дня. Внучка, с аппетитом поев, отодвинула тарелку и чашку, поиграла с котёнком и нетерпеливым тоном велела бабушке проводить её в школу.

Как ты думаешь, какое настроение у каждого из героев? Объясни почему.

З. Нарисуй Вежу и Невежу и расскажи о них.

Домашнее задание

1 . Найди пословицы о вежливости и доброжелательности.

2. Выбери для себя одно из этих выражений в качестве девиза и запиши его в тетрадь.