Легенда о появлении первой иконы
В городе Эдесса правил царь по имени Авгарь. Он так тяжело болел, что потерял уже всякую надежду на выздоровление. Однажды до него дошли слухи, что в Иудее живёт мудрый человек по имени Иисус, который учит людей, помогает всем несчастным и исцеляет больных. Авгарь немедленно отправил своего слугу в Иудею за Иисусом. Если же Иисус не пойдёт к царю, то слуга должен написать и привезти его портрет. Посланец Авгаря нашёл Иисуса. Но он увидел вокруг него множество народа и понял, что учитель не сможет уйти от своих учеников. Тогда он начал писать его портрет. Но некий свет словно мешал разглядеть черты Иисуса. Растерявшись, слуга заплакал. Заметив это, Иисус приблизился, попросил у людей чистое белое полотенце и приложил его к своему лицу. И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик. Так возник «Нерукотворный Образ Христа», или «Спас Нерукотворный». Обрадованный слуга поспешил к своему царю, и тот вскоре исцелился.
По сюжетам иконы можно разделить
Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
Иконы святых и сил бесплотных.
Иконы праздников и событий священной истории.
Символические и аллегорические композиции.
По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.
Характерные особенности писания икон
Пристальный, задумчивый взгляд святых
Лёгкие фигуры святых словно тянутся ввысь
Сияющий нимб вокруг головы (символ Вечности)
Подчёркнуто высокий лоб (средоточие духовного начала)
Фронтальность изображения (обращённость к зрителю)
Новгородская икона середины 13 в. «Никола». Русский музей.
Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д.
В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.