Если вам приходилось бывать на море, то вы наверняка собирали там понравившиеся камешки и обращали внимание на то, какие они гладкие, красивые, как приятно держать их в руках. А задумывались ли вы, как они стали такими?
Происходит это постепенно, с течением времени, под действием воды и трения камешков друг о друга.
Люди, общаясь и взаимодействуя, так же, как и морские камешки, как бы обтачивают друг друга, оказывая обоюдное влияние, стимулируя проявление хороших качеств. Каждый стремится быть приятным другому человеку, если заинтересован в общении. Почему?
Общение одна из главных потребностей человека. Не случайно говорят, что «для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом»
(Д. Леббок).
В общении важно стремление понять другого человека. Ощущение своей сопричастности к переживаниям других людей помогает почувствовать состояние тех, кто рядом, а значит, и понять их.
Как этого достичь?
Для того чтобы понимать другого человека, надо внимательно относиться к незаметным на первый взгляд, «тонким» деталям его поведения. Они могут проявляться в настроении, выражении лица, жестах, голосе.
Так ли уж важно замечать все эти тонкости?
Конечно важно, потому что именно так проявляется умение понимать человека. Не замечать этого, значит поступать нетактично.
Этическое понятие «тактичность» образовано от слова «такт». Такт можно определить как соразмерность нашего поведения чувствам и поступкам других людей.
Тактичность проявляется в стремлении одного человека соотнести свои слова, действия и поступки с эмоциональным, психологическим или физическим состоянием другого человека, в умении вовремя увидеть или, наоборот, не заметить, сказать или промолчать и т. п.
Легко ли это?
Наверное, нет, потому что не у всех развита способность улавливать состояние того, с кем общаешься. Но если вы сознательно и постоянно будете внимательно относиться к людям, то тактичное поведение закрепится и станет привычкой.
К тактичности близки такие понятия, как «чуткость» и «деликатность». Чуткость способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и этим оказывать поддержку. А деликатность способность не обратить внимания на неловкость или оплошность человека.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор - сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться золотым правилом этики.
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
На основании золотого правила можно сформулировать важные принципы общения.
• В отношениях с другим человеком будь всегда вежлив, внимателен, уважителен, доброжелателен и тактичен.
• Не позволяй себе смеяться над неловкостью или недостатками другого человека.
• Не считай себя лучше других.
• Не стесняйся уступить в споре.
Пусть эти принципы станут вашим Кодексом общения в классе. Постарайтесь следовать ему. Этим принципам соответствуют и напутственные слова М. Горького сыну: «...если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя».
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Какие качества необходимо проявлять в общении с людьми и почему?
2. В чём проявляется умение общаться?
З. Что мы называем «тонкими» деталями поведения?
4. Что такое чуткость и деликатность?
5. Как звучит золотое правило этики?
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Какие примеры можно привести в подтверждение золотого правила этики?
2. Почему Лиде было стыдно перед соловушкой?
З. Таня с Наташей любят шушукаться в присутствии других ребят. Тактично ли это?
4. Можешь ли ты назвать себя тактичным и деликатным человеком?
5. Стремишься ли ты понять другого человека? Почему? 6. Какое правило из классного Кодекса общения кажется наиболее трудным для тебя? Объясни почему.
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
С позиций Кодекса общения реши этические задачи:
• Лена ни за что не хотела сидеть с Мишей за одной партой, потому что он плохо учится.
Права ли Лена? Что чувствует при этом Миша?
• Серёжа постоянно дёргает Зину за косичку. Она сердится и старается его стукнуть.
Что можно посоветовать Серёже и Зине?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.