Смысл названия пьесы
Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца».
Почему «На дне»?
В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.
Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин.
Новаторство А.М.Горького
Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.
Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы.
Жанр произведения
Акт II. Художник Д. Шмаринов.
Проблематика драмы
Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе.
В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи.
Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»?
Типаж-группа босяков.
Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
Конфликт пьесы
Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна».
Философский конфликт ставит вопрос: что важнее для человека – ложь или правда?
Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким
Московскому Художественному театру
Обитатели ночлежки
Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.
Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе
Фотоснимок, присланный Горьким
Московскому Художественному театру
Клещ и Анна
Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены.
Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть».
Акт I. Художник С. Гонков.
Барон
Разорившийся дворянин.
Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его.
Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.
Барон: «А…ведь зачем-нибудь я родился… а?»
Барон — В. Качалов.
Спектакль Московского
Художественного театра.
Настя
Проститутка.
Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего , где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви».
Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь».
Настя — О. Книппер.
Московский Художественный театр.
Васька Пепел
Вор. Сын вора.
Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге.
Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы.
«…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…»
Васька Пепел — И. Сканке.
Спектакль театра
Альмы и Иохана Фальстрам.
Христиания (ныне Осло), Норвегия. .
Бубнов
Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника.
Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!»
Двор ночлежки.
Карандашная зарисовка М.Горького
Лука
Имя – двойственность образа: Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый».
Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя.
Лука — И. Москвин.
Спектакль Московского Художественного театра
Философия Луки
Лука – носитель философии веры. Он верит в любого человека.
Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть».
Акт II. Художник С. Гонков.
Философия Сатина
Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты.
Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»
«Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!»
Акт IV. Художник С. Гонков.
Философия автора
А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя.
Композиция пьесы разоблачает философию Луки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.