Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм. Ходьба и бег на лыжах благотворно воздействуют на сердечно сосудистую, дыхательную и нервную системы учащихся. Регулярные занятия способствуют развитию у школьников таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, гибкость и др.
В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы. На уроках лыжной подготовки решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Цель урока: закрепить теоретические знания по лыжной подготовке.
Задачи:
Ознакомить учащихся с историей возникновения лыжного спорта.
Повторить технику лыжных ходов, спусков, подъемов, торможений и поворотов.
Воспитывать бережное отношение к лыжному инвентарю.
Техника безопасности на уроках лыжной подготовке.
История лыжного спорта
Лыжи, как средство передвижения было известно
3-4 тыс.лет назад, у народов населяющих Сибирь, Северный Урал, Алтай и Скандинавию.
- При археологических раскопках найдены лыжи различных конструкций - VII-VIII век н.эры.
- Первые письменные свидетельства о применении лыж как на Руси, так и в Скандинавии относятся к началу XII в.
- На побережье Белого моря на скалах археологи нашли высеченные изображения лыжников, этим рисункам более 4 тысяч лет.
Использование лыж в древности
«Снегоступы» - приспособления для передвижения по глубокому снегу (на охоте, для ходьбы из одного селения в другое, для развлечения)
Начиная с середины XV в. лыжи находят широкое применение в военном деле.
Где изобрели лыжи?
Мы даже представить себе не можем, что лыжи - это древнейший способ передвижения людей. Слово «лыжи» пришло к нам из исландского языка и обозначает «снежные ботинки».
Некоторые ученые считают даже, что появление лыж относится к каменному веку, поскольку известны наскальные рисунки, изображающие древнего человека на лыжах.
В Скандинавии еще в давние времена была богиня лыж, а бог зимы изображался у них на лыжах с загнутыми носами.
Первые лыжи делали из костей животных. Они крепились к ноге ремешками.
Первые лыжные соревнования состоялись в Норвегии в 1767 году, где первый приз в гонках на лыжах занял норвежец Сондре Норхейм, который по праву считается создателем современных лыж, и с тех пор лыжи стали считаться видом спорта
Лыжный спорт
Лыжный спорт в России начал развиваться с 1890 года (лыжные прогулки)
Первые лыжные соревнования были проведены в феврале 1894г. в Петербурге. а в1895г создана первая «лыжная организация» -Московский клуб лыжников
Всеобуч в 1918г., в программу которого был включён лыжный спорт, по инициативе В.И.Ленина
Рост массовости лыжного спорта способствовало введение в 1931г Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, и введение школьных программ с лыжной подготовкой.
Виды лыжного спорта
лыжные гонки
прыжки на лыжах с трамплина
лыжное двоеборье
биатлон
горные лыжи (слалом, слалом-гигант, скоростной спуск, спуск на скорость, горно-лыжные многоборья)
сноубординг (слалом; гоночный кросс (спринт); халф пайп (акробатические трюки в полукружной снежной рампе); слоуп стайл (акробатические трюки на склоне с препятствиями); биг эйр (эффектный и мощный прыжок с трамплина).
Лыжная подготовка
Одежда лыжника должна быть теплой, легкой и не стеснять движений: лыжный костюм или шерстяной свитер и брюки, куртка из ветрозащитной ткани, спортивная шапочка, шерстяные варежки.
Обувь также должна быть легкой, с прочной подошвой и широким передним рантом, на один размер больше повседневной, чтобы можно было надеть шерстной носок.
Экипировка лыжника
Экипировка лыжника
При выборе лыж надо учитывать их гибкость, легкость, прочность. Две лыжи, сложенные скользящими поверхностями, должны иметь весовой прогиб в 5-7 см в области грузовой площадки. Их длина должна соответствовать росту и весу лыжника. Самый простой и доступный способ ее определения таков: лыжу ставят впереди скользящей поверхностью от себя, поднимают прямую руку вверх – носковой прогиб должен касаться ладони поднятой руки.
Экипировка лыжника
Лыжные палки изготавливают из дюралюминиевых или стальных трубок, а в последнее время из стеклопластика. Чтобы правильно подобрать палки, надо поставить их на жесткую опору: ручка должна доходить до плечевого сустава.
Ботинки на лыжах зажимаются специальными креплениями. Самые удобные и надежные – жесткие рантовые.
Одновременный бесшажный ход
В одновременном бесшажном ходе лыжник все время скользит на двух лыжах, поддерживая скорость сильными одновременными отталкиваниями палками.
Подъем «полуелочкой».
Этот способ используется при некрутых склонах.
Используют его при подъеме наискось склона. У поднимающегося на некрутой склон одна лыжа продвигается вперед прямо, а другая отводится носком наружу и ставиться на внутреннее ребро.
Подъем «Ёлочкой»
При подъеме «Ёлочкой» лыжник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро под углом к направлению движения с разведенными в сторону носками. Палки для опоры ставятся позади лыж.
Преодоление спусков: в высокой, средней, низкой стойках
Высокая стойка – ноги в коленях согнуты (до 160 гр.), туловище незначительно наклонено вперед, руки опущены, слегка согнуты в локтях. Средняя стойка – ноги согнуты в коленях (до 140 гр.). Туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах. Низкая стойка – ноги лыжника согнуты в коленных суставах под углом 120-130 гр., туловище наклонено до горизонтального положения, руки выдвинуты вперед.
Способы поворотов на лыжах
Поворот переступанием вокруг пяток лыж выполняется из исходного положения – лыжи параллельно. Палки поставлены рядом с креплениями. Переступать начинают с той ноги, которая ближе к направлению предполагаемого поворота. Пятки лыж при этом не отрываются от снега.
Способы торможения
Торможение «Плугом» применяется при прямых спусках на пологих склонах. Торможение осуществляется равномерно двумя лыжами. Лыжник ставит их на внутренние ребра с разведенными в стороны пятками. Колени сближаются, каблуки ботинок давят на лыжи.
Торможение упором
Этот способ применяется при спусках наискось или на ровном раскатанном склоне. При торможении при спуске наискось лыжник переносит вес тела на верхнюю ( по склону) лыжу, другую ставит на внутреннее ребро пяткой в сторону ( в положение упора) и выполняет торможение.
Преодоление бугров и впадин
Приближаясь к бугру, надо чуть приподняться и в момент наезда на него сгруппироваться, а миновав его, снова выпрямиться.
Иной порядок движения при преодолении впадин. Подъезжая к ней, лыжник приседает, проезжая – выпрямляет ноги, в момент выхода из впадины вновь приседает.
К занятиям по лыжной подготовке допускаются учащиеся , прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности и расписавшиеся в соответствующем журнале.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
- Лыжи должны быть подобраны по росту
занимающегося и находиться в исправном
состоянии(неисправностями считаются:
трещины, сколы, поломки носка или пятки
лыж, деформация скользящей
поверхности).
- Перед каждым уроком на лыжах нужно обязательно провести разминку.
- Палки, подобранные по росту, должны
иметь наконечник и регулируемой длины ремень для кисти руки.
- Не зашнуровывать ботинки слишком
туго и не обвязывать шнурки вокруг голени - из-за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мерзнут.
- После занятий надо обязательно просушить ботинки: ходьба в сырой обуви приводит к потертостям. Ни в коем случае нельзя сушить ботинки на батарее отопления : от этого они
становятся жесткими и коробятся.
- Надо проверить исправность лыжного инвентаря. Выйдя на улицу, следует не спешить вставать на лыжи, а дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.
- Обязательно выполнять правила поведения на лыжне. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдать дистанцию 3-4 м.
- При с спуске с горы не выставлять палки вперёд, соблюдать дистанцию не менее 30 м.
- После спуска не останавливаться у подножия склона, помня, что за тобой следуют другие лыжники.
- При обгоне не толкаться, не задевать
соперника палками.
- При побелении или потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Сначала растереть (до порозовения) кожу по соседству, а затем на самом отмороженном участке. Делать это нужно сухой рукой(сухой мягкой тканью), а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.
- Если во время занятий(соревнований) ученик по каким - либо причинам был вынужден сойти с дистанции, то он должен обязательно предупредить об этом учителя, инструктора, судейскую коллегию(лично, через контролера или товарища).- О поломке и порче лыжного снаряжения надо также сообщить учителю.- Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции и после его окончания. Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.
Температурный режим при занятиях лыжной подготовкой
Классы | Температура воздуха и скорость ветра, | |||
Без ветра | При скорости ветра | При скорости ветра | При скорости ветра | |
1-2 классы | -12 °C | -8 °C | -5 °C | Занятия непроводятся |
3-5 классы | -14 °C | -12 °C | -8 °C | |
6-8 классы | -16 °C | -14 °C | -12 °C | |
9-11 классы | -18 °C | -16 °C | -14 °C |
Велико оздоровительное значение занятий лыжами. Длительное передвижение на лыжах в виде прогулок или во время учебно-тренировочных занятий на чистом морозном воздухе, выполнение мышечной работы в благоприятных гигиенических условиях значительно повышают общую работоспособность организма, его сопротивляемость различным заболеваниям. Передвижение на лыжах широко используется как средство активного отдыха. Занятия лыжами в красивой лесистой местности доставляют большое удовольствие, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее состояние организма, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.