Кто занимался этой проблемой
Эта тема с давних времен волновала многих ученых из различных областей знаний: математики, методики математики, педагогики, истории, т.к. является пограничной и находиться на стыке этих наук. Поэтому эту тему рассматривали математики, педагоги, историки.
К.. Д. Ушинский
Н.Г.Чернышевский
Л.Н.Толстой
Ж.А. Пуанкаре
А.К.Маркова
С.Н.Лысенкова
Л.С. Выготский
Т.С. Голубева…
Заключается в том , что с первых шагов становления школьного образования одной из основных задач стало развитие положительных мотивов к учебной деятельности, интереса к ней, развитие познавательных процессов, повышение общей культуры учащихся. Большое значение в развитие познавательного интереса учащихся играет исторический материал на уроках математики.
Актуальность проблемы
Жуль Анри Пуанкаре
Отмечал, что при выборе методов преподавания история науки должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становиться ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета. Чтобы учащиеся проявляли повышенный интерес к математике, чтобы она не казалась им скучной , сухой, труднопреодолимой наукой, целесообразно в учебный процесс включать элементы истории математики.
Использование исторического материала на уроках математики в начальной школе
способствует укреплению познавательных интересов к математике;
углублению понимания изучаемого фактического материала;
расширению кругозора учащихся;
повышению их общей культуры.
Элементы истории гармонично влияют в урок и решают задачи:
Образовательные (учащиеся лучше усваивают знания по теме)
Развивающиеся (школьники учатся разнообразным приемам познавательной деятельности)
Воспитательные (формируются такие качества личности как пытливость, любознательность, жажда знаний)
Распределение использования исторического материала на уроках математики
I класс | |||
Изучаемая тема | Математика | Тема исторической справки | |
Десяток | |||
1. | Килограмм | Стр. 64 | Зачем человеку нужны измерения? |
2. | Литр | Стр. 65 | Первые меры емкости |
Сотня | |||
1. | Сравнение длин предметов. | Стр. 72- 74 | «Законный дюйм». Из истории линейки. |
2. | Дециметр. Измерение дециметром. | Стр. 109 | Как измеряли в древности? |
3. | Метр. Измерение метром. | Стр. 114-115 | Из истории метра. |
4. | Единицы измерения длины. | Стр. 168 | Из истории мер длины русского народа. |
Распределение использования исторического материала на уроках математики
II класс | |||
Математика | |||
Сотня | |||
1. | Время и его измерение: год, месяц, неделя. | Стр. 175 | Измерение времени у древних народов. |
2. | Сутки, час, минута. | Стр. 176 | Из истории календаря. |
Тысяча | |||
3. | Километр | Стр. 195 | Из истории мер длины. Таблица мер длины. |
4. | Килограмм, грамм. | Стр. 198 | Из истории мер массы. Система мер массы в России. |
Распределение использования исторического материала на уроках математики
III класс | |||
Математика | |||
Многозначные числа | |||
1. | Единица длины. Миллиметр. | Стр. 23 | Эволюция единиц измерения длины. Таблица мер длины. |
2. | Единица массы. Тонна. Центнер. | Стр. 26 | Рождение метрической системы мер. Таблица мер массы. |
3. | Единица времени. Секунда. | Стр. 31 | Эволюция единиц измерения времени. Таблица мер времени. |
4. | Площадь фигуры. Квадратный сантиметр. | Стр. 74- 80 | Меры площади на Руси. |
5. | Вычисление площади. Квадратный дециметр. | Стр. 143 | |
6. | Квадратный метр. | Стр. 167 | Таблица меры площадей. |
педагогические условия использования исторического материала на уроках математики
Определяется содержанием материала. Исторический материал органически связан с изучаемой темой.
Учитываются возрастные особенности младшего школьника. Объем исторических сведений должен быть соразмерным.
Использование исторического материала не противоречит принципам доступности и научности
Название учебника, авторы. | Математика 1 класс, 2000г. | Содержание и понятия. | Историческая справка. |
Л.Г.Петерсон (развивающая система обучения) | Часть 1. | 1. Числа от 1 до 10 | О числе и цифре 1. |
Часть 2. | 2. Отрезок и его части. | Как возникла геометрия. | |
Часть 3. | 6. Величины. Длина. | Первые единицы измерения длины. |
Математика 2 класс, | ||
Часть 1. | 1.Выражения. | Буквы и знаки. |
Ур.19, с.50 | 1. Окружность. | Из истории круга. |
Часть 3. | 5.Как люди считать. 6.Единицы массы. Грамм. | Как люди научились считать. |
Часть 4. | 8. Умножение на однозначное число. | Из истории умножения. |
Математика 3 класс. | Как люди научились считать? | Арифметика каменного века. |
Математика 4 класс, 2006г. | Решение неравенств. | Как люди научились сравнивать выражения. |
И.И.Моро | Математика 1 класс, 1992г. | ||
Класс 1. | с. 18 | 1. Числа от 1 до 10. | Для чего и как люди научились считать. |
с.48 | 2. Число 0. | О возникновении и открытии нуля. | |
с.97 | 3. Таблица Пифагора. | Об арифметических таблицах. |
Класс 2. | Математика 2 класс,1991г. | 7. Отрезок. Длина отрезка. | Как возникла геометрия. |
Класс 3. | Математика 3 класс, (1991г) | ||
Числа от 1 до 1000. | С.11 | 1. Многоугольник. | Знакомство древних народов с простейшими геометрическими фигурами. |
Класс 4. | Математика 4 класс, 1992г. | ||
С.4 | 1. Ряд чисел от 1 до 1000. Счет предметов. | Русские счеты. |
Научно- практические рекомендациипо использованию исторического материала
Прежде чем знакомить учеников с историей математики, продумайте планомерное использование на уроках фактов из истории математики в тесном сплетении с систематическим изложением программного материала;
Проводите ознакомление учеников с историческим материалом не только на уроках математики, но и во внеурочное время с помощью продуманной системы внеурочных мероприятий;
Используйте на уроках различные формы сообщения сведений по истории: краткую беседу, экскурсию, лаконическую справку, решение задач, показ и разъяснение рисунка и т.д.
Не требуйте от детей запоминания исторических сведений. Добивайтесь того, что математика связана с жизнью;
Используйте исторический материал на уроках с учетом возрастных особенностей; переводите новую информацию на доступный для учащихся язык.
Беседа: История учебника «Арифметика»
Первый учебник по математике был написан по заданию Петра I учителем математики, выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Ведя беседы с Л.Ф. Телятиным, Петр I сказал: « Да ты, братец, силен в науках, притягиваешь знания как магнит. Так быть тебе по сему Магницким». Написанная им «Арифметика» была лучшим учебником математики.
Семеро одного не ждут
Из истории цифры
В глубокой древности, когда люди только учились считать, число 7 оставалось долгое время очень большим. Эти представления о величине числа 7 сохранились в русских пословицах и поговорках и дошли до наших дней.
7
Семь раз отмерь, один отрежь
Семь бед- один ответ
Лук от семи недуг
За семь верст киселя хлебать
Один с сошкой, семеро с ложкой
Из истории слова
Название «литр» взято из фамилии изготовителя бутылок и лабораторной посуды Жана – Батиста Литра,предложившего измерять объем, определяя массу жидкости, содержащейся в нем. В качестве стандартной жидкости он предложил ртуть. Предложение Литра было принято через 15 лет после его смерти, но в качестве стандартной жидкости была принята вода.
Библиография
Голубева Т.С. Нужна ли история в начальной школе?//Начальная школа, № 11, 1995г.
Депман И.Я. Истории арифметики. Пособие для учителя- 2 издание-М.: Просвещение, 1965.
Игнатьев В.А. Внеклассная работа по арифметике в начальной школе.-М.:Просвещение, 1995.-с.31.
Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии.-М.:Наука, 1991.с.28- 47.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. –М.: Педагогика, 1985, - 42-46, 65-71.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения.-М.: Просвещение, 1990.
Познавательные процессы и способности / Под ред. В.Д. Шадрикова. –М.: Просвещение, 1990.-с.31-44
Петерсон Л.Г. Математика 1-4 классы. М.: Баласс
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М.: Народное образование, 1988-с.-255.
Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. - Минск: Цнешная школа, 1978-с.270.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.