Презентация к уроку по теме "Примеры комбинаторных задач", 9 класс
Оценка 4.7

Презентация к уроку по теме "Примеры комбинаторных задач", 9 класс

Оценка 4.7
pptx
31.05.2023
Презентация к уроку по теме "Примеры комбинаторных задач", 9 класс
Примеры комбинаторных задач.pptx

Тема урока. Комбинаторика. Решение комбинаторных задач

Тема урока. Комбинаторика. Решение комбинаторных задач

Тема урока. Комбинаторика. Решение
комбинаторных задач

Урок алгебры в 9 классе

Комбинаторика является древнейшей и, возможно, ключевой ветвью математики

Комбинаторика является древнейшей и, возможно, ключевой ветвью математики

Комбинаторика является древнейшей и, возможно, ключевой ветвью математики. В математике есть задачи, в которых требуется из элементов составить различные наборы, подсчитать количество всевозможных комбинаций элементов, составленных по определённому правилу. На практике часто приходится делать перебор определённого количества данных.

Немного истории

Например, учителю приходится распределять различные виды работ между группами учащихся, офицеру выбирать из солдат наряд, агроному размещать культуры на полях, завучу составлять расписание и т.д. В данном случае речь идёт о всевозможных комбинациях объектов.

Задачи такого типа называются комбинаторными задачами. Область математики, в которой изучают комбинаторные задачи, называется комбинаторикой.

Как самостоятельный раздел математики комбинаторика оформилась в Европе в XVIII веке. Некоторые комбинаторные задачи решали в Индии во II веке до н. э., в Древнем Китае, позднее в Римской империи.

Термин « комбинаторика » происходит от латинского слова « combina », что в переводе на русский означает – « сочетать », « соединять »

Термин « комбинаторика » происходит от латинского слова « combina », что в переводе на русский означает – « сочетать », « соединять »

Термин «комбинаторика» происходит от латинского слова «combina», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять».

Термин «комбинаторика» был введён в математический обиход немецким философом, математиком Готфридом Лейбницем.

В 1666 году Готфрид Вильгельм Лейбниц написал одно из своих многочисленных сочинений — «Об искусстве комбинаторики».

Он создал комбинаторику как науку.

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы выбора или расположения элементов множества в соответствии с заданными правилами

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы выбора или расположения элементов множества в соответствии с заданными правилами

к

о

м

б

и

н

а

т

о

р

и

к

а

Комбинаторика – это раздел
математики, в котором изучаются
вопросы выбора или расположения
элементов множества в
соответствии с заданными правилами.

Другими словами это раздел математики,
в котором изучаются вопросы о том,
сколько различных комбинаций,
подчинённых тем или иным условиям,
можно составить из заданных объектов.

Мы прибегаем к помощи комбинаторики, когда речь идет о данных как о наборе последовательностей , которые состоят из определенных элементов, расположенных в определенном порядке

Мы прибегаем к помощи комбинаторики, когда речь идет о данных как о наборе последовательностей , которые состоят из определенных элементов, расположенных в определенном порядке

Мы прибегаем к помощи комбинаторики, когда речь идет о данных как о наборе последовательностей, которые состоят из определенных элементов, расположенных в определенном порядке. 

Комбинаторика

Что может служить примерами таких данных?

автомобильные номера — набор букв и цифр в определенном порядке;
карточные игры — наборы карт, которые могут находиться у вас на руках;
расписание занятий — варианты порядка проведения уроков. 

Комбинаторика может помочь:

узнать общее количество возможных автомобильных номеров;
оценить шанс нахождения бубновой десятки на руках у вашего соперника;
посмотреть на другие возможные варианты расписания, которое можно было бы составить и поудобнее.

Что значит решить комбинаторную задачу?

Что значит решить комбинаторную задачу?

Что значит решить комбинаторную задачу?

Решить комбинаторную задачу - это значит выписать или сосчитать все возможные выборки (комбинации, способы, варианты) составленные из объектов (цифр, букв, чисел, слов, предметов и др.,) отвечающих условию задачи.

Пусть A = {a1, . . . , an} – множество из n элементов.
Набор элементов ai1 , . . . , aim , m ≥ 1, называется выборкой
объема m из n элементов, или (n,m) – выборкой.

Основные приемы решения задач комбинаторики решение методом перебора; решение с помощью дерева возможных вариантов; решение с помощью таблиц; решение с помощью комбинаторных правил сложения и…

Основные приемы решения задач комбинаторики решение методом перебора; решение с помощью дерева возможных вариантов; решение с помощью таблиц; решение с помощью комбинаторных правил сложения и…

Основные приемы решения задач комбинаторики


решение методом перебора;
решение с помощью дерева возможных вариантов;
решение с помощью таблиц;
решение с помощью комбинаторных правил сложения и умножения;
решение с помощью графов.

Решение методом перебора № 718(а)

Решение методом перебора № 718(а)

1.Решение методом перебора

№ 718(а). Составьте все возможные двузначные числа из указанных цифр, используя в записи числа каждую из них не более одного раза:
1, 6, 8.
Решение
16,

18,

61,

68,

81,

86.

№ 718(б). Составьте все возможные двузначные числа из указанных цифр, используя в записи числа каждую из них не более одного раза:
0, 3, 4.

Решение

30,

34,

40,

43,

Решение с помощью дерева возможных вариантов № 720

Решение с помощью дерева возможных вариантов № 720

2. Решение с помощью дерева возможных вариантов

№ 720. Используя цифры 0, 2, 4, 6, составьте все возможные трехзначные числа, в которых цифры не повторяются.

Решение

Ответ: 204,

206,

240,

246,

260,

264,

402,

406,

420,

426,

460,

462,

602,

604,

620,

624,

640,

642.

Решение с помощью таблиц Задача

Решение с помощью таблиц Задача

3. Решение с помощью таблиц

Задача. На завтрак в школьной столовой можно выбрать кашу манную, гречневую, овсяную или рисовую, запить можно чаем с лимоном, какао или соком морковным. Сколько вариантов завтрака есть?

КАША НАПИТОК Выбор напитка – выбор объекта

КАША НАПИТОК Выбор напитка – выбор объекта

КАША



НАПИТОК

Выбор напитка – выбор объекта А

Выбор каши - выбор объекта В

Объект А имеет 3 варианта выбора, а объект В - 4,
вариантов выбора пары объектов А и В 34=12.

Правило умножения ( правило «и» ) — одно из основных правил комбинаторных принципов

Правило умножения ( правило «и» ) — одно из основных правил комбинаторных принципов

Правило умножения (правило «и») — одно из основных правил комбинаторных принципов.

 Если элемент A можно выбрать n способами,
и при любом выборе A элемент B можно выбрать m способами,
то пару (A, B), т.е. A и B можно выбрать n·m способами.

4.Решение с помощью комбинаторных правил сложения и умножения

Правило сложения (правило «или»)

 Если элемент A можно выбрать n способами,
а элемент B можно выбрать m способами,
то один из элементов A или B можно выбрать n+m способами.

Задача. В нашей школе в 9 классе учатся 9 юношей и 8 девушек

Задача. В нашей школе в 9 классе учатся 9 юношей и 8 девушек

Задача. В нашей школе в 9 классе учатся 9 юношей и 8 девушек. Сколькими способами можно выбрать: 1) одного ученика из класса; 2) пару учащихся – юношу и девушку?

Решение

Одного юношу из класса можно выбрать

а одну девушку из класса можно выбрать

9 способами,

8 способами.

1) Так как нужно выбрать одного ученика (юношу или девушку) применим правило сложения:

9+8=17 способами.

2) Так как нужно выбрать пару учеников (юношу и девушку) применим правило умножения:

9 ∙ 8= 72 способами.

Ответ: 1) 17; 2)72.

В кафе имеются три первых блюда, пять вторых блюд и два третьих

В кафе имеются три первых блюда, пять вторых блюд и два третьих

№ 727. В кафе имеются три первых блюда, пять вторых блюд и два третьих. Сколькими способами посетитель кафе может выбрать обед, состоящий из первого, второго и третьего блюд?

Решение

третье блюдо можно выбрать 2 способами.

второе блюдо можно выбрать 5 способами,

Первое блюдо можно выбрать 3 способами,

Значит, посетитель кафе может выбрать обед: 3 ∙ 5 ∙ 2 = 30 (сп

Значит, посетитель кафе может выбрать обед: 3 ∙ 5 ∙ 2 = 30 (сп

Значит, посетитель кафе может выбрать обед:

3 ∙ 5 ∙ 2 = 30 (сп.)

Ответ: 30 способов

Решение с помощью графов Граф — математическая абстракция реальной системы любой природы, объекты которой обладают парными связями

Решение с помощью графов Граф — математическая абстракция реальной системы любой природы, объекты которой обладают парными связями

5.Решение с помощью графов

Граф — математическая абстракция реальной системы любой природы, объекты которой обладают парными связями. 

Графы находят широкое применение в современной науке и технике.
Они используются и в естественных науках (физике и химии) и в социальных науках (например, социологии),
но наибольших масштабов применение графов получило в информатике и сетевых технологиях.

ГРАФ – совокупность объектов со связями между ними

ГРАФ – совокупность объектов со связями между ними

ГРАФ – совокупность объектов со связями между ними.

вершины

ребра

Объекты представляются как вершины, или узлы графа,

а связи – как дуги, или ребра.

Задача 1. Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями

Задача 1. Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями

Задача 1. Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями. Каждый, здороваясь, пожал руку. Сколько всего было сделано рукопожатий?

Ответ:10 рукопожатий

Задача 2 . Из города А в город

Задача 2 . Из города А в город

Задача 2. Из города А в город В можно добраться четырьмя разными способами, а из города В в город С можно добраться тремя способами. Сколькими способами можно добраться из города А в город С через город В?

Ответ: 12

Решение

По правилу произведения получаем,
что добраться из города А в город С через город В
можно 4∙3=12 способами.

А

В

С

Посмотреть видео: https://www.youtube

Посмотреть видео: https://www.youtube

1. Посмотреть видео:
https://www.youtube.com/watch?v=42gmCTdKwH8
2. Прочитать п.30, рассмотреть решение примеров 1-3 (стр.182-185 учебника)
3. Решить №714, 719(а), 726

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2023