Презентация к уроку по теме "Простейшие комбинаторные задачи. Размещения", 9 класс

  • pptx
  • 31.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Размещения.pptx

Тема урока. Простейшие комбинации комбинаторики. Размещения

Урок алгебры в 9 классе

Определение

Размещения

Размещением называется расположение “предметов” на некоторых “местах” при условии, что каждое место занято в точности одним предметом и все предметы различны.

В размещении учитывается порядок следования предметов.

Так, например, наборы (2,1,3) и (3,2,1) являются различными

Формула для вычисления размещений:

Количество размещений из n по m, обозначается:

и вычисляется по формуле:

Размещения из 4 элементов по 3

Пример размещений

n=3 - всего объектов (различных фигур)
m= 2 – выбор и перестановка объектов

3 объекта

Размещение по 2 фигуры

Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 4, 5, 6, 7, 8?

Решение

Всего цифр 5, всего цифр в трехзначном числе 3.

Ответ: 60

Задача 1.

Значит, нужно найти размещение 3 элементов из 5,
т.е. m=3, n = 5.

= 5! 2! 5! 5! 2! 2! 5! 2! =

2! ∙3∙4∙5 2! 2! ∙3∙4∙5 2! ∙3∙4∙5 2! 2! 2! ∙3∙4∙5 2! =

60

Задача 2.

Завучу школы из 8 предметов: алгебра, геометрия, информатика, физика, химия, ОБЖ, литература, физическая культура необходимо составить расписание на один день из 5 уроков. Сколькими способами можно это сделать?

Решение

Нужно найти размещение 5 элементов из 8,
т.е. m=5, n = 8.

= 8! 3! 8! 8! 3! 3! 8! 3! =

3! ∙4∙5∙6∙7∙8 3! 3! ∙4∙5∙6∙7∙8 3! ∙4∙5∙6∙7∙8 3! 3! 3! ∙4∙5∙6∙7∙8 3! =

6720

Ответ: 6720

Партия состоит из 25 человек. Требуется выбрать председателя, заместителя, секретаря и казначея. Сколькими способами можно это сделать, если каждый член партии может занимать лишь один пост?

Задача 3.

Решение

Нужно найти размещение 4 элементов из 25,
т.е. m=4, n = 25.

= 25! 21! 25! 25! 21! 21! 25! 21! =

21! ∙22∙23∙24∙25 21! 21! ∙22∙23∙24∙25 21! ∙22∙23∙24∙25 21! 21! 21! ∙22∙23∙24∙25 21! =

303600

Ответ: 303600

Ответ: 20

Задача 4.

Решение

Сколько существует двузначных чисел, в которых цифра десятков и цифра единиц различны и нечетны?

Всего цифр десять: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,

Значит, в этой задаче m=2 (т.к. числа двузначные),
n=5(из пяти нечётных цифр составляются числа).

из них пять нечётных:1, 3, 5, 7,9.

Задача 5.

Решение

Сколько сигналов можно подать пятью различными флажками, поднимая их в любом количестве и в произвольном порядке?

Один флажок можно выбрать 1 из 5 способами,
два флажка – два из пяти способами и т.д.
Тогда получим

= 5! (5−1)! 5! 5! (5−1)! (5−1)! 5! (5−1)! +

5! (5−2)! 5! 5! (5−2)! (5−2)! 5! (5−2)! +

5! (5−3)! 5! 5! (5−3)! (5−3)! 5! (5−3)! +

5! (5−4)! 5! 5! (5−4)! (5−4)! 5! (5−4)! +

5! (5−5)! 5! 5! (5−5)! (5−5)! 5! (5−5)! =

= 5! 4! 5! 5! 4! 4! 5! 4! +

5! 3! 5! 5! 3! 3! 5! 3! +

5! 2! 5! 5! 2! 2! 5! 2! +

5! 1! 5! 5! 1! 1! 5! 1! +

5! 0! 5! 5! 0! 0! 5! 0! =

Ответ: 325

5+

20+

60+

120+

+120=

325

Задача 6. №764(б)

Сколько можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5 (без их повторения) различных трехзначных чисел, которые являются кратными 5?

Решение

Всего чисел, состоящих из цифр 1, 2, 3, 4, 5 можно найти по формуле размещения трех элементов из пяти.
То есть m=3, n=5.

=60

Так как необходимо, чтобы число было кратно 5, то это число может оканчиваться только на цифру 5.

Из 60 чисел кратных 5 будет пятая часть всех чисел

Тогда 60 : 5 = 12 чисел

Ответ: 12 чисел

1. Прочитать п.32, рассмотреть решение примеров 1-2 (стр.191-193 учебника)
2. Решить №754, 755, 762, 764 (а), 767