Презентация к уроку развития речи по картине Стожарова "Хлеб,соль и братина"
Оценка 4.7

Презентация к уроку развития речи по картине Стожарова "Хлеб,соль и братина"

Оценка 4.7
Презентации учебные
doc
изобразительное искусство +1
5 кл—6 кл
29.02.2020
Презентация к уроку развития речи по картине Стожарова "Хлеб,соль и братина"
Данная презентация создана к имеющемуся конспекту Галлиулиной Регины Хакимьяновны https://profhelp.net/3654603/ , поможет организовать процесс работы с материалом нагляднее
сочинение на основе картины Стожарова натюрморт.doc

Урок русского языка по развитию речи в 6 классе

Тема: Подготовка к сочинению-описанию  по натюрморту В.П. Стожарова  «Хлеб, соль, братина».

 

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию.

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:

- создавать устный рассказ по картине  и письменный текст–описания натюрморта с опорой на зрительные образы;

- подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации;

- редактировать собственный текст, опираясь на правила орфографии и пунктуации;

- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;

-воспитывать любовь к культурным ценностям;

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их  творческих способностей;

- формировать умение строить речевое высказывание;

- формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины);

- преобразовывать информацию (из репродукции, слов в связное высказывание);

- формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в коллективе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

- учить постановке  цели работы;

- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

 

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер,   проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

 

 

 

 

Технология: Технология проблемного обучения.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I

Организационный момент

 Введение в тему урока.

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Включение в деловой ритм.

 

 

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Натюрморт»

 

Подготовка класса к работе.

Л: самоопределение;

Р:  целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

II

Сообщение темы и цели урока

 

 

 

 

 

Создание мотивации к учебной деятельности

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- .Как вы думаете, о ком и чём сегодня на уроке мы будем говорить?

2. Словарная работа

- Что такое «натюрморт»?

Натюрморт — это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. С франц. яз. буквально - мёртвая природа.

3. Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

4. Беседа о музеях

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Знакомятся с этимологией слова «натюрморт».

Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

Составление плана.

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;       умение слушать и понимать речь других

III

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Информация о русском художнике  Стожаров Владимир Фёдорович - известный художник, выпускник института имени В.И. Сурикова Все его творчество было посвящено одной теме - российской деревне, родной земле. С 1950-х годов Стожаров много ездил по стране,   собирал материал для своих работ. Из поездок по России и из-за рубежа он привозил огромное количество этюдов, которые потом воплощались в картины. Такие музеи, как Третьяковка, Русский музей и еще более 90 музеев страны, среди которых Башкирский Государственный музей им. Нестерова в Уфе имеют постоянные экспозиции работ Стожарова.

 Особое место в творчестве Владимира Федоровича занимает натюрморт. Стожаровские хлеба, братины, самовары, крынки, кувшины с квасом, прялки хранят тепло человеческих рук.

2. Просмотр работ Стожарова. Беседа.

 

Учащиеся внимательно слушают, знакомятся с творчеством художника.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Формулируют выводы наблюдений.

 

 

Смотрят презентацию.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

IV

Проблемное объяснение нового знания

 

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

1. Беседа по содержанию картины:

- Вглядитесь в картину, какие чувства охватывают вас?

- Какое настроение создает увиденное?

- Почему художник назвал картину именно так?

– Предложите свои варианты названия.

- Как вы думаете, натюрморт, который вы видите, тёплый или холодный?

- Почему он тёплый?

- Какие преимущественно цвета использует автор? ( Золотистые, коричневатые, жёлтые, красные.)

- Что ещё создаёт ощущение тепла?

 - Изображённые на Картине предметы новые или старые? (Предметы на Картине старые.)

- Верно, предметы на картине старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми, которые живут  этом доме. На натюрморте людей нет, но как вы думаете, ощущается ли их присутствие?( Да)

- Почему мы чувствуем, что люди где-то рядом? ( Приподнят край занавески, хлеб на столе разрезан…)

- Эти детали натюрморта говорят нам о том, что люди присутствуют в доме. А это значит, что предметы, которые мы видим, согреты руками людей, теплом их сердец.

- Рассмотрим  натюрморт, опишем то, что мы видим, и попробуем услышать то, что вещи и предметы расскажут о себе и о своих хозяевах.

Учащиеся рассматривают картину.

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают свои варианты названия картины.

 

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;                              

Л: формулирование проблемы

V

Детальный анализ и сбор языкового материала.

Собирание материала к сочинению

проговаривание и закрепление нового знания

 Работа со словарем сочинения-описания:

- Что автор изобразил на картине? Рассмотрите репродукцию и перечислите изображенные предметы.

- Запишем слова, добавив прилагательное, характеризующее его.

 - Для работы нам понадобится таблица:

Наблюдаем     Описываем     Рассказываем

В таблице мы поместим материал к сочинению, отметим, что наблюдаем, какими словами описываем, что рассказываем о предметах, изображённых на натюрморте ( таблица заполняется на доске и в заготовках для учеников.)

- На картинах всегда присутствует фон – основной цвет, тон. Что служит фоном натюрморта?      (Фоном натюрморта служит стена деревенской избы.)

- Что представляет собой эта стена? ( Простые брёвна, потемневшие от времени.)

- Вы знаете, что люди раньше сами строили свои дома. Стена этого дома тоже сделана руками  людей. Время наложило сой отпечаток,  и вы заметили изменившийся цвет стены, трещины на ней. Но потеряла ли она свою крепость и добротность? ( Не, стена по-прежнему крепкая и добротная.)

- Наверное, весь дом такой: крепкий, добротно сделанный, на века.

- Итак, что мы сейчас рассмотрели?(Рассмотрели, каков фон натюрморта – стена дома.)

- С помощью каких слов мы её описали? ( Бревенчатая, потрескавшаяся, старая.)

- О чём рассказала нам эта стена? (Дом строился на века и делался добросовестным, прочным, крепким.)

- Запишите эти слова в таблицу для сбора рабочих материалов.

- Почти все предметы художник изобразил расположенными на столе. Какой стол выбрал В.Ф. Стожаров? ( Стол тоже старый, деревянный.)

- Какие детали указывают на то, что стол прослужил долгое время? ( Краска на столе местами стёрлась и облупилась.)

- Что мы видим на столе?( На столе предметы, обычные для деревни: хлеб, полотенце, солонка, кружка.)

- Что мы видим над столом?( Разноцветную ситцевую занавеску, закрывающую полочку.)

- Какой предмет мы видим рядом со столом? ( Рядом со столом, на гвоздике, висит  смотанный моточек бечёвки.)

- Какой, по вашему мнению, самый важный предмет из тех, которые лежат на столе?( Это , конечно, хлеб.)

 

Подбирают слова, чтобы описать увиденное. Добавляют прилагательное.

Учащиеся записывают словосочетания  в тетрадь

Учащиеся озвучивают записанные фразы.

 Работа с таблицей

Р: контроль, оценка, коррекция;

П: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

 

  Проявление интереса к самостоятельной исследовательской деятельности; к работе в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI

Физкультминутка

 

 

 

 

VII

Самостоятельная работа в группах (по карточкам, таблице)

 

 

Сплочение, обучение работе в группах

 выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

 

Описание по группам (Хлеб, соль, братина, рушник).

Заполнение таблицы

 

наблюдаем

описываем

рассказываем

Фон натюрморта- стена дома

Бревенчатая, потрескавшаяся, старая

Дом строился на века, прочный, добротный…

Караваи хлеба

Целая и разрезанная, поджаристая и румяная корочка, ароматный мякиш…

Хлеб – всему голова, вложен труд многих людей, трудились от зари до зари..

Соль и солонка

Белая крупная соль, солонка выточена из дерева, форма уточки, видим голову, шейку, уточку…

Соль – дорогой продукт, варили и пекли без соли, выносили дорогим гостям, добавляли в еду только за столом…

Братина

Старинная русская посуда, разливали напитки, деревянная ложка- ковш, форма уточки, по-особенному красива…

Любили красоту природы, могли создавать красивые предметы своими руками…

Рушник

Нарядное полотенце, красная и чёрная вышивка, по краям кружево…

Рассказал об умелой хозяйке, рушники вышивали, кружево пели, передавали по наследству..

 

Работа со словарями

 

 Составление таблицы

Вспоминают последовательность  описания картины

Работают по карточкам, в группах

 

 

 

 

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Л: самоопределение

Р: умение  давать самооценку.

Л: адекватная самооценка

Р: осознание качества и уровня усвоения.

VIII

Коллективное составление плана сочинения

 

План

  1. В.Ф. Стожаров – мастер изображения «говорящих» предметов.
  2. Композиция натюрморта:

а) фон натюрморта;

б) караваи хлеба;

в) соль и солонка;

г) братина;

д) рушник;

е) другие предметы.

      3. Уроки красоты и памяти.

 

 

IX

Итог урока (рефлексия деятельности)

 

 самооценка результатов деятельности своей и всего класса

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я выполнял задания…

– Я понял, что…

Осуществляют

самооценку.

Расставляют себе баллы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия

X

Домашнее задание

 

 Написать сочинение «Говорящие предметы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

 

Группа №1

- Опишите хлеб.

- Почему художник изобразил хлеб не только целым, но и разрезанным на кусочки?

- Вспомните пословицы о хлебе, что они говорят о важности хлеба?

- Что должен был сделать крестьянин для того, чтобы на столе был хлеб?

- Какие словосочетания помогли вам описать хлеб?

Группа №2

- Обратите внимание на солонку, опишите её.

- Чем автора картины привлекла обыкновенная соль?

- Вспомните, какие пословицы и поговорки сложил русский народ о соли?

- В чём ценность соли?

 

Группа №3

 

- Как вы понимаете значение слова рушник?

- Рассмотрите внимательно изображение рушника, какие цвета использует художник?

- Для чего предназначался рушник?

- Если бы рушник умел говорить, что бы он рассказал нам о своей хозяйке?

 

 

Группа №4

- Найдите значение слова БРАТИНА в словаре.

- Рассмотрите картину, опишите этот предмет.

- Как вы думаете, почему ушло из языка это слово?

- Как называются такие слова с точки зрения употребления?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдаю

Описываю

Рассказываю

Фон натюрморта- стена дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караваи хлеба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соль и солонка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рушник

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдаю

Описываю

Рассказываю

Фон натюрморта- стена дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караваи хлеба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соль и солонка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рушник

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок русского языка по развитию речи в 6 классе

Урок русского языка по развитию речи в 6 классе

Технология: Технология проблемного обучения

Технология: Технология проблемного обучения

IV Проблемное объяснение нового знания обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися 1

IV Проблемное объяснение нового знания обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися 1

Итак, что мы сейчас рассмотрели?(Рассмотрели, каков фон натюрморта – стена дома

Итак, что мы сейчас рассмотрели?(Рассмотрели, каков фон натюрморта – стена дома

VII Самостоятельная работа в группах (по карточкам, таблице)

VII Самостоятельная работа в группах (по карточкам, таблице)

Приложение: Группа №1 - О пишите хлеб

Приложение: Группа №1 - О пишите хлеб

Наблюдаю Описываю Рассказываю

Наблюдаю Описываю Рассказываю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020