Урок русского языка по развитию речи в 6 классе
Тема: Подготовка к сочинению-описанию по натюрморту В.П. Стожарова «Хлеб, соль, братина».
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию.
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи:
Личностные УУД:
- создавать устный рассказ по картине и письменный текст–описания натюрморта с опорой на зрительные образы;
- подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации;
- редактировать собственный текст, опираясь на правила орфографии и пунктуации;
- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;
-воспитывать любовь к культурным ценностям;
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
- формировать умение строить речевое высказывание;
- формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины);
- преобразовывать информацию (из репродукции, слов в связное высказывание);
- формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в коллективе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы;
- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.
Технология: Технология проблемного обучения.
№ п/п |
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
||||||||||||||||||
I |
Организационный момент Введение в тему урока. |
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Включение в деловой ритм.
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Натюрморт»
|
Подготовка класса к работе. |
Л: самоопределение; Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества |
||||||||||||||||||
II |
Сообщение темы и цели урока
Создание мотивации к учебной деятельности |
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - .Как вы думаете, о ком и чём сегодня на уроке мы будем говорить? 2. Словарная работа - Что такое «натюрморт»? Натюрморт — это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. С франц. яз. буквально - мёртвая природа. 3. Составление предложений: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. 4. Беседа о музеях |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Знакомятся с этимологией слова «натюрморт». Составление предложений: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. Составление плана. |
Л: формирование познавательного интереса К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
||||||||||||||||||
III |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
1. Информация о русском художнике Стожаров Владимир Фёдорович - известный художник, выпускник института имени В.И. Сурикова Все его творчество было посвящено одной теме - российской деревне, родной земле. С 1950-х годов Стожаров много ездил по стране, собирал материал для своих работ. Из поездок по России и из-за рубежа он привозил огромное количество этюдов, которые потом воплощались в картины. Такие музеи, как Третьяковка, Русский музей и еще более 90 музеев страны, среди которых Башкирский Государственный музей им. Нестерова в Уфе имеют постоянные экспозиции работ Стожарова. Особое место в творчестве Владимира Федоровича занимает натюрморт. Стожаровские хлеба, братины, самовары, крынки, кувшины с квасом, прялки хранят тепло человеческих рук. 2. Просмотр работ Стожарова. Беседа.
|
Учащиеся внимательно слушают, знакомятся с творчеством художника.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют выводы наблюдений.
Смотрят презентацию. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
||||||||||||||||||
IV |
Проблемное объяснение нового знания
|
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися |
1. Беседа по содержанию картины: - Вглядитесь в картину, какие чувства охватывают вас? - Какое настроение создает увиденное? - Почему художник назвал картину именно так? – Предложите свои варианты названия. - Как вы думаете, натюрморт, который вы видите, тёплый или холодный? - Почему он тёплый? - Какие преимущественно цвета использует автор? ( Золотистые, коричневатые, жёлтые, красные.) - Что ещё создаёт ощущение тепла? - Изображённые на Картине предметы новые или старые? (Предметы на Картине старые.) - Верно, предметы на картине старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми, которые живут этом доме. На натюрморте людей нет, но как вы думаете, ощущается ли их присутствие?( Да) - Почему мы чувствуем, что люди где-то рядом? ( Приподнят край занавески, хлеб на столе разрезан…) - Эти детали натюрморта говорят нам о том, что люди присутствуют в доме. А это значит, что предметы, которые мы видим, согреты руками людей, теплом их сердец. - Рассмотрим натюрморт, опишем то, что мы видим, и попробуем услышать то, что вещи и предметы расскажут о себе и о своих хозяевах. |
Учащиеся рассматривают картину. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты названия картины.
|
Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели; Л: формулирование проблемы |
||||||||||||||||||
V |
Детальный анализ и сбор языкового материала. Собирание материала к сочинению |
проговаривание и закрепление нового знания |
Работа со словарем сочинения-описания: - Что автор изобразил на картине? Рассмотрите репродукцию и перечислите изображенные предметы. - Запишем слова, добавив прилагательное, характеризующее его. - Для работы нам понадобится таблица: Наблюдаем Описываем Рассказываем В таблице мы поместим материал к сочинению, отметим, что наблюдаем, какими словами описываем, что рассказываем о предметах, изображённых на натюрморте ( таблица заполняется на доске и в заготовках для учеников.) - На картинах всегда присутствует фон – основной цвет, тон. Что служит фоном натюрморта? (Фоном натюрморта служит стена деревенской избы.) - Что представляет собой эта стена? ( Простые брёвна, потемневшие от времени.) - Вы знаете, что люди раньше сами строили свои дома. Стена этого дома тоже сделана руками людей. Время наложило сой отпечаток, и вы заметили изменившийся цвет стены, трещины на ней. Но потеряла ли она свою крепость и добротность? ( Не, стена по-прежнему крепкая и добротная.) - Наверное, весь дом такой: крепкий, добротно сделанный, на века. - Итак, что мы сейчас рассмотрели?(Рассмотрели, каков фон натюрморта – стена дома.) - С помощью каких слов мы её описали? ( Бревенчатая, потрескавшаяся, старая.) - О чём рассказала нам эта стена? (Дом строился на века и делался добросовестным, прочным, крепким.) - Запишите эти слова в таблицу для сбора рабочих материалов. - Почти все предметы художник изобразил расположенными на столе. Какой стол выбрал В.Ф. Стожаров? ( Стол тоже старый, деревянный.) - Какие детали указывают на то, что стол прослужил долгое время? ( Краска на столе местами стёрлась и облупилась.) - Что мы видим на столе?( На столе предметы, обычные для деревни: хлеб, полотенце, солонка, кружка.) - Что мы видим над столом?( Разноцветную ситцевую занавеску, закрывающую полочку.) - Какой предмет мы видим рядом со столом? ( Рядом со столом, на гвоздике, висит смотанный моточек бечёвки.) - Какой, по вашему мнению, самый важный предмет из тех, которые лежат на столе?( Это , конечно, хлеб.)
|
Подбирают слова, чтобы описать увиденное. Добавляют прилагательное. Учащиеся записывают словосочетания в тетрадь Учащиеся озвучивают записанные фразы. Работа с таблицей |
Р: контроль, оценка, коррекция; П: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,
Проявление интереса к самостоятельной исследовательской деятельности; к работе в группах
|
||||||||||||||||||
VI |
Физкультминутка |
|
|
|
|
||||||||||||||||||
VII |
Самостоятельная работа в группах (по карточкам, таблице)
|
Сплочение, обучение работе в группах выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию |
Описание по группам (Хлеб, соль, братина, рушник). Заполнение таблицы
|
Работа со словарями
Составление таблицы Вспоминают последовательность описания картины Работают по карточкам, в группах |
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение Р: умение давать самооценку. Л: адекватная самооценка Р: осознание качества и уровня усвоения. |
||||||||||||||||||
VIII |
Коллективное составление плана сочинения |
|
План
а) фон натюрморта; б) караваи хлеба; в) соль и солонка; г) братина; д) рушник; е) другие предметы. 3. Уроки красоты и памяти. |
|
|
||||||||||||||||||
IX |
Итог урока (рефлексия деятельности)
|
самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
– Сегодня я узнал… – Было интересно… – Было трудно… – Я выполнял задания… – Я понял, что… |
Осуществляют самооценку. Расставляют себе баллы. |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия |
||||||||||||||||||
X |
Домашнее задание |
|
Написать сочинение «Говорящие предметы» |
|
|
Приложение:
Группа №1
- Опишите хлеб.
- Почему художник изобразил хлеб не только целым, но и разрезанным на кусочки?
- Вспомните пословицы о хлебе, что они говорят о важности хлеба?
- Что должен был сделать крестьянин для того, чтобы на столе был хлеб?
- Какие словосочетания помогли вам описать хлеб?
Группа №2
- Обратите внимание на солонку, опишите её.
- Чем автора картины привлекла обыкновенная соль?
- Вспомните, какие пословицы и поговорки сложил русский народ о соли?
- В чём ценность соли?
Группа №3
- Как вы понимаете значение слова рушник?
- Рассмотрите внимательно изображение рушника, какие цвета использует художник?
- Для чего предназначался рушник?
- Если бы рушник умел говорить, что бы он рассказал нам о своей хозяйке?
Группа №4
- Найдите значение слова БРАТИНА в словаре.
- Рассмотрите картину, опишите этот предмет.
- Как вы думаете, почему ушло из языка это слово?
- Как называются такие слова с точки зрения употребления?
Наблюдаю |
Описываю |
Рассказываю |
Фон натюрморта- стена дома |
|
|
Караваи хлеба |
|
|
Соль и солонка |
|
|
Братина |
|
|
Рушник |
|
|
Наблюдаю |
Описываю |
Рассказываю |
Фон натюрморта- стена дома |
|
|
Караваи хлеба |
|
|
Соль и солонка |
|
|
Братина |
|
|
Рушник |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.