Урок математики в 11 классе
«Решение текстовых задач на концентрацию различными способами. Задачи из ЕГЭ В.13.»
Учитель математики МКОУ СОШ №7 г. Беслана
Стригина С.В.
задачи урока:
Рассмотреть в сравнении химический и математический способы решения задач с использованием понятия «концентрация»
Применить способы решения задач на практических примерах
Вывести новые методы решения задач на смеси и рассмотреть их применение на уроках математики и химии
Устная работа
Что называется процентом?
Переведите проценты в десятичную дробь: 30%; 65%; 84%; 105%; 6%; 3,2%.
Переведите десятичные дроби в проценты: 0,07; 0,21; 2,3; 0,2; 1.
Дайте определение концентрации.
Латинское cons+centrum – центр сосредоточения
Определение.
Концентрация раствора – это часть, которую составляет масса растворимого вещества от массы всего раствора.
Представление функциональной зависимости величин входящих в задачи о смесях, растворах в виде следующей математической модели
Mч.в.– масса чистого вещества Vч.в. – объем чистого вещества
К – концентрация Vобщ. – общий объем раствора
Мобщ .– общая масса раствора. Vч.в. = Vобщ.*К
Мч.в. = Мобщ.*К Vобщ .= Vч.в. : К
Мобщ. = Мч.в. : К К = Vчв:Vобщ.
К = Мч.в. : Мобщ.
Задача №1
Один раствор содержит 30% по массе азотной кислоты, второй 55% азотной кислоты. Сколько нужно взять 1-го и 2-го растворов, чтобы получить 100кг 50% раствора азотной кислоты?
1. Алгебраический способ (с помощью уравнения)
0,3х+0,55(100-х)=50
№ | Мобщ | К | Мчв |
1. | ? | 30%=0,3 | ? |
2. | 55%=0,55 | ||
3. | 100 | 50%=0,5 |
2. Алгебраический способ (с помощью системы уравнения)
х+у=100
0,3х+0,55у=50
№ | Мобщ | К | Мчв |
1 р-р | х | 30%=0,3 | 0,3х |
2 р-р | у | 55%=0,55 | 0,55у |
Общий р-р | х+у=100 | 50%=0,5 | 100*0,5=50 |
3. « Конверт Пирсона»
а – большая массовая доля растворенного вещества 1-го раствора.
b – меньшая массовая доля растворенного вещества 2-го раствора.
с – искомая массовая доля (%) растворенного вещества в растворе.
а | с-b | ||
c | НОК(с-b; а-с) | ||
b | a-c |
4. Способ «Рыбки»
К1 К2-К
К
К2 К-К1
К – концентрация общего раствора (%)
К1 – меньшая концентрация 1-го раствора
К2 – большая концентрация2-го раствора
М1 и М2 – массы растворов
=
5. Метод приравнивания площадей равновеликих прямоугольников.
К(%) S1 = S2
55 S1
50
30 S2
х 100 m/кг
Задача №3
Смешав 70% и 60% растворы кислоты и добавив 2 литра чистой воды получили 50% раствор кислоты. Если бы вместо 2 литров воды добавили 2л. 90% раствора, то получили бы 70% раствор кислоты. Сколько литров 1-го 70% раствора использовали для приготовления смеси?
Не можешь решить? Нарисуй.
70% + 60% + 0% = 50%
х у 2 х+у+2
0,7х+0,6у+2*0=0,5(х+у+2)
70% + 60% + 90% = 70%
х у 2 х+у+2
0,7х+0,6у+2*0,9=0,7(х+у+2)
А нужны ли нам эти способы?
Алгебраический способ решения задач на растворы учит строить алгебраическую цепочку логических рассуждений.
« Конверт Пирсона», способ «Рыбки», метод приравнивания площадей равновеликих прямоугольников – это механические способы, которые позволяют экономно проводить вычисления при решении задач по алгебре на концентрацию и сплавы.
«Необходим всегда глубоко продумывать сущность любой задачи и находить рациональные способы её решения, а не просто подгонять под ответ в конце учебника.» Л.М. Фридман
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.