Презентация к уроку "Решение текстовых задач на концентрацию различными способами"

  • pptx
  • 06.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала презентация к уроку 1.pptx

Урок математики в 11 классе


«Решение текстовых задач на концентрацию различными способами. Задачи из ЕГЭ В.13.»


Учитель математики МКОУ СОШ №7 г. Беслана
Стригина С.В.


задачи урока:

Рассмотреть в сравнении химический и математический способы решения задач с использованием понятия «концентрация»
Применить способы решения задач на практических примерах
Вывести новые методы решения задач на смеси и рассмотреть их применение на уроках математики и химии

Устная работа

Что называется процентом?
Переведите проценты в десятичную дробь: 30%; 65%; 84%; 105%; 6%; 3,2%.
Переведите десятичные дроби в проценты: 0,07; 0,21; 2,3; 0,2; 1.
Дайте определение концентрации.

Латинское cons+centrum – центр сосредоточения


Определение.
Концентрация раствора – это часть, которую составляет масса растворимого вещества от массы всего раствора.

Представление функциональной зависимости величин входящих в задачи о смесях, растворах в виде следующей математической модели




Mч.в.– масса чистого вещества Vч.в. – объем чистого вещества
К – концентрация Vобщ. – общий объем раствора
Мобщ .– общая масса раствора. Vч.в. = Vобщ.*К
Мч.в. = Мобщ.*К Vобщ .= Vч.в. : К
Мобщ. = Мч.в. : К К = Vчв:Vобщ.
К = Мч.в. : Мобщ.

Задача №1

Один раствор содержит 30% по массе азотной кислоты, второй 55% азотной кислоты. Сколько нужно взять 1-го и 2-го растворов, чтобы получить 100кг 50% раствора азотной кислоты?

1. Алгебраический способ (с помощью уравнения)








0,3х+0,55(100-х)=50

Мобщ

К

Мчв

1.

?

30%=0,3

?

2.

55%=0,55

3.

100

50%=0,5

2. Алгебраический способ (с помощью системы уравнения)








х+у=100
0,3х+0,55у=50

Мобщ

К

Мчв

1 р-р

х

30%=0,3

0,3х

2 р-р

у

55%=0,55

0,55у

Общий р-р

х+у=100

50%=0,5

100*0,5=50

3. « Конверт Пирсона»





а – большая массовая доля растворенного вещества 1-го раствора.
b – меньшая массовая доля растворенного вещества 2-го раствора.
с – искомая массовая доля (%) растворенного вещества в растворе.

а

с-b

c

НОК(с-b; а-с)

b

a-c

4. Способ «Рыбки»

К1 К2-К
К
К2 К-К1
К – концентрация общего раствора (%)
К1 – меньшая концентрация 1-го раствора
К2 – большая концентрация2-го раствора
М1 и М2 – массы растворов

=

5. Метод приравнивания площадей равновеликих прямоугольников.


К(%) S1 = S2






55 S1

50


30 S2




х 100 m/кг

Задача №3

Смешав 70% и 60% растворы кислоты и добавив 2 литра чистой воды получили 50% раствор кислоты. Если бы вместо 2 литров воды добавили 2л. 90% раствора, то получили бы 70% раствор кислоты. Сколько литров 1-го 70% раствора использовали для приготовления смеси?

Не можешь решить? Нарисуй.


70% + 60% + 0% = 50%
х у 2 х+у+2
0,7х+0,6у+2*0=0,5(х+у+2)

70% + 60% + 90% = 70%
х у 2 х+у+2
0,7х+0,6у+2*0,9=0,7(х+у+2)


А нужны ли нам эти способы?

Алгебраический способ решения задач на растворы учит строить алгебраическую цепочку логических рассуждений.
« Конверт Пирсона», способ «Рыбки», метод приравнивания площадей равновеликих прямоугольников – это механические способы, которые позволяют экономно проводить вычисления при решении задач по алгебре на концентрацию и сплавы.

«Необходим всегда глубоко продумывать сущность любой задачи и находить рациональные способы её решения, а не просто подгонять под ответ в конце учебника.» Л.М. Фридман

Синквейн


Задача.
Трудная, интересная.
Решать, думать, искать.
Находи всегда нужный способ решения

Желаем всем хорошо сдать ЕГЭ.