Знаток правил.
Изменение глагола по лицам и числам – это ….
Как называется неопределенная форма глагола?
В каком времени стоит глагол, отвечающий на вопрос что делал?
При образовании какой формы глагола используем частицу бы(б)?
Если глагол имеет форму настоящего, прошедшего или будущего времени, то он стоит в ---- наклонении.
Глагол с суффиксом -ся-(-сь-) является ------?
Глагол, который сочетается с существительным в винительном падеже без предлога?
Какие глаголы обозначают действия, которые кто-то требует или просит выполнить?
Проверка.
Спряжение, инфинитив,
прошедшее время,
условное наклонение,
изъявительное наклонение,
возвратный, переходный, повелительное наклонение.
Подчеркните постоянные признаки
Глагола одной чертой, а непостоянные двумя.
Цели урока:
Повторить постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.
Выявить роль глагола в тексте.
Спряжение, инфинитив,
прошедшее время,
условное наклонение,
изъявительное наклонение,
возвратный, переходный.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг… Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул. Ему захотелось плакать, но он переборол себя и начал перочинным ножиком потрошить глухаря. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху подбросил дров. Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах. Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо. Потом вспомнил, что его мешок был из-под соли, и торопливо вывернул его. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов и через силу и улыбнулся.
Определите тему текста и основную мысль.
Определите тип речи. Свой ответ обоснуйте.
Выделите ключевые слова в тексте.
Выпишите выделенные глаголы из первого абзаца:
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг… Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше.
Выпишите в столбик глаголы из третьего абзаца, характеризующие действия мальчика :
Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах. Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо. Потом вспомнил, что его мешок был из-под соли, и торопливо вывернул его. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов и через силу улыбнулся.
Выпишите из текста к данным глаголам существительные в Винительном падеже.
Раскопал глухаря (перех., невозврат.),
Глотал мясо (перех., невозврат.),
Взял мешок (перех., невозврат.
Вывернул мешок (перех., невозврат.),
Раздавил кристаллик (перех., невозврат.)
Улыбнулся (непереход., возврат.)
Замените глаголы прошедшего времени из второго абзаца глаголами будущего времени.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул. Ему захотелось плакать, но он переборол себя и начал перочинным ножиком потрошить глухаря. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху подбросил дров.
Надо будет запастись на ночь дровами. Васютка наломае_т сучьев, приволокёт сухую валежину, выворот_т старый пень. Ему тоже захоч_тся плакать, но он перебор_т себя и начнёт перочинным ножиком потрошить глухаря. Потом сгребёт костёр в сторону, на горячем месте выкопа_т ямку и полож_т туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпл_т горячей землёй, золой, углями, сверху подброс_т дров.
Большой Энциклопедический словарь - "ИНСТРУКЦИЯ" |
ИНСТРУКЦИЯ (от лат. instructio - наставление, устройство), 1) подзаконный акт, регламентирующий выполнение какого-либо рода деятельности (составление бухгалтерского отчета, технические вопросы взимания налогов, подсчета доходов и т. п.)...2) Указание о порядке выполнения какой-либо работы, пользования машиной и т. д. |
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ИНСТРУКЦИЯ" |
инструкция [инструкция] ж. 1) Свод указаний, правил, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-л. 2) Руководящее указание. |
Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "ИНСТРУКЦИЯ" |
ж. лат. правила, руководство, наставление, наказ. |
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "ИНСТРУКЦИЯ" |
инструкции, ж. (латин. instructio). Руководящие указания, подробное наставление, свод правил для выполнения чего-н. Дать точные инструкции кому-н. Получить инструкцию. Инструкция |
Инструкция - свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.
(Словарь С.И. Ожегова)
Итоги урока:
Что такое глагол?
Назовите морфологические признаки глагола.
Какова роль глагола в предложении, в тексте?
Какова роль глагола в нашей речи?
Можно ли обойтись без глаголов в речи?
Расскажите о случившемся с Васюткой, не употребляя глаголы.
В нашей жизни могут быть похожие ситуации? Как себя вести в экстремальной ситуации?
Домашнее задание:
Составьте инструкцию «Как вести себя в лесу», опираясь на текст В.П. Астафьева.
Используйте глаголы повелительного наклонения.
Домашнее задание:
Составьте инструкцию «Как вести себя в лесу», опираясь на текст В.П. Астафьева.
Используйте глаголы повелительного наклонения.
Ответьте на вопросы:
Что я повторил на уроке?
Над чем стоило бы мне ещё поработать?
Что меня заинтересовало?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.