Орфоэпическая разминка.
Эксперт, щавель, христианин, ходатайство, феномен, упрочение, упорядочение, углубить, столяр, средства, афера, арахис, атлас (географическая карта), атлас (ткань), аэропорты.
Проговори и запомни!
ЭкспЕрт, щавЕль, христианИн, ходАтайство, фенОмен, упрОчение, упорЯдочение, углубИть, столЯр, срЕдства, афЕра, арАхис, Атлас (географическая карта), атлАс (ткань), аэропОрты.
Грамматические загадки
Одинаковые члены предложения, связанные с одном и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос.
Однородные члены предложения, при которых есть зависимые слова.
Не являются однородными членами предложения выражения ни свет ни заря; ни пуха ни пера; скоро…скоро.
Выражается с помощью интонации перечисления или с помощью интонации и сочинительных союзов.
Характеризуют предмет с одной стороны, относятся к одному и тому же слову, произносятся с перечислительной интонацией, между ними возможна постановка союза и.
Характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, лишены перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и.
Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения.
Изучение нового материала
В предложениях с однородными членами иногда используются обобщающие слова, которые служат более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Однородные члены уточняют, конкретизируют обобщающее слово и выполняют одинаковую с ним роль в предложении.
Кое-где попадались старые большие деревья: тополь, липа, осокорь… (В. Арсеньев.)
Изучение нового материала
В роли обобщающих слов используются:
1) местоимения и местоименные наречия все, всегда, везде, всюду, никуда, нигде и т. Д.:
Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой.)
2) другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы:
Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Короленко.)
Вывод:
- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то…
- если обобщающее слово стоит после однородных членов, то…
- если однородные члены занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…
Русские реки
Бесчисленное множество … малых рек речушек маленьких лесных ручейков прозрачных озёр разбросано по великим просторам нашей страны. В древности плыли гружённые товарами корабли по… серебряному Днепру широкой красавице Волге пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли … Киев и Новгород Псков и Москва.
Русские реки
Бесчисленное множество водоёмов: малых рек, речушек, маленьких лесных ручейков, прозрачных озёр – разбросано по великим просторам нашей страны.
В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям: серебряному Днепру, широкой красавице Волге, пустынным северным рекам. Медом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами – разнообразными товарами торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород, Псков и Москва
Тест
1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.
Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.
В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.
Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.
2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.
Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.
В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.
Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.
Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.
Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.
Домашнее задание
1) в текстах художественной литературы найти предложения с обобщающими словами при однородных членах
2) написать сочинение-миниатюру на тему «Снегопад», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рефлексия
Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня…
Я как практик хочу…
Я научился…
Я считаю полезным …
Я был бы рад…
Я хотел бы вам сказать…
Самым скучным на занятии было…
Я все время злился, потому что…
Я был бы рад, если бы…
Теперь бы я хотел еще узнать…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.