Презентация к уроку "Рыночные отношения в экономике"

  • pptx
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.pptx

Рыночные отношения в экономике

Рынок – благо или зло?
Что делает «невидимая рука» рынка?
Что выгодно производить?
Есть ли рецепт от банкротства?
Что значит открыть свое дело?

Аннотация

Уважаемые студенты, данная презентация поможет вам погрузиться в мир рыночных отношений.

Рыночная экономика

система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль государства.

Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.)

Условия возникновение рынка:
1. общественное разделение труда, появление товарного производства;
2. много обособленных товаропроизводителей – собственников, колебание спроса, цен, предложения;
3. регулярность обмена.

Факторы производства

Факторные доходы/
Доходы собственника

Труд

Земля

Капитал

Предпринимательство

Прибыль

Процент

Рента

Заработная плата

Конкуренция – борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг

Совершенная конкуренция (много фирм, одинаковая продукция, нет контроля цен)
Монополистическая конкуренция (много фирм, одинаковая продукция, возможность контроля цен)
Олигополия (господство нескольких крупных фирм)
Монополия (продавец единственный – товар уникальный) – естественная монополия (водоснабжение, электро-, тепло-, газо- , ж/д, метро, гор.телефон, курорт, произведение искусства…)
Монопсония (единственный покупатель)

Типы конкурирующих рынков

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Много мелких фирм

Много мелких фирм

Несколько крупных фирм

Одна фирма

Одинаковая продукция

Продукты схожи

Продукты одинаковые или разные

Продукт уникален

Барьеров нет

Барьеры невысокие

Барьеры высокие

Вход заблокирован

Цена рыночная

Цены сопоставимые

Ценовое лидерство

Цена монополиста

Конкуренция

Виды конкуренции

Достоинства

Недостатки

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Монопсония

Задание: разработать таблицу, определив достоинства и недостатки используя материал со слайдов 8-17. Время выполнения 20 мин.

Преимущества совершенной конкуренции:


1) Множественность покупателей и продавцов на рынке, делающая структуру рынка атомистической, децентрализует его.
2) Конкурентный рыночный процесс решает экономические проблемы обезличенно, не путём личного участия предпринимателей и государственных органов.
3) Свобода выбора. Любой участник рынка волен свободно выбирать любое занятие или профессию, делать любые закупки, принимать другие решения без каких-либо ограничений, кроме личных талантов, умений и способности собрать требуемую сумму капитала.
4) Высокая экономическая эффективность:
а) Рынок свободной конкуренции даёт возможность сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыш тем и другим. Свободный рынок даёт механизм равновесной цены;
б) Свободная рыночная система работает на конечные потребности человека;
в) Рынок свободной конкуренции эффективно распределяет ограниченные ресурсы благодаря информации, которую дают цены.
г) Рынок позволяет находить соответствующее спросу количество производителей, задаёт производителям свой уровень требований, исходящих от потребителей, заставляет производителя поддерживать высокую рентабельность, поскольку все производители, у которых издержки выше равновесной цены, вынуждены либо снизить их, либо покинуть рынок
5) Ориентирует всю экономику, в которой действует рынок, на потребителя на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос.

Недостатки совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция создает для фирм и потребителей равенство возможностей, по не гарантирует равенства результатов. Не следует забывать, что, обеспечивая эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, совершенная конкуренция исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее.
2. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами. Она не предусматривает производства общественных благ (национальной обороны, пожарной безопасности, охраны общественного порядка и т.д.). Эту задачу должно решить государство.
3. Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства зачастую ведет к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что чисто конкурентная система рынка игнорирует интересы третьих лиц - тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.
4. Малые предприятия, характерные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную современную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам. По этой же причине рынок несовершенной конкуренции не в состоянии стимулировать научно-технический прогресс. Небольшим фирмам не хватает средств на финансирование длительных и дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
5. Совершенная конкуренция не учитывает в полной мере потребительских предпочтений и вкусов, так как отсутствует дифференциация продукции. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители не только учитывают непосредственное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, на послепродажное обслуживание и т.д. А это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства и в конечном счете цены.

Преимущества рынка монополистической конкуренции

дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя;
сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции);
рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены;
это рынок наиболее благоприятный для покупателей.

Недостатки рынка монополистической конкуренции

Как правило, фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, малы как относительно, так и абсолютно. Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастет за счет входа в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых.

Малые размеры и предопределяют основные недостатки этой структуры рынка.

Олигополия. Достоинства

Для потребителя возможна благоприятная ценовая конкуренция участников олигополии, при которой он может получить доступ к более дешевым товарам, или более качественным, в случае, если одни из участников олигополии делают ставку на качестве товара и его рекламе.
Из-за наличия конкуренции более высокого порядка отрасль может развиваться более динамично. Участники олигополии стремясь к захвату большей доли рынка, снижают цены, повышают качество продукции, увеличивают объем продукции, стремясь к прибыли от масштаба. Все это благоприятно сказывается на отрасли в целом.

Олигополия. Недостатки

Возможность сговора может привести к высоким ценам и низкому объему производства, и как следствие, к кризису в отрасли. Необходимость антимонопольного регулирования.
Теория Курно (Августин Курно французский экономист, 1838г) - теория олигополистического ценообразования. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает производить такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода:
1. Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара.
2. Цена равновесия зависит от числа продавцов. При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам.
Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается тем больше, чем больше возрастает число продавцов. Многие экономисты постулировали, что фирмы ожидают реакции своих соперников на изменение цен или объемов продаж. Модель Курно, в которой допускается бездействие соперника (объем его продаж фиксирован), подвергалась критике.

Плюсы монополии

Большие технологические возможности. Имея неограниченные рынки сбыта, монополистические компании могут позволить себе вырабатывать как можно больше товаров. Для улучшения скорости выпуска продукции, они зачастую пользуются достижениями технологического прогресса.
Единые стандарты производства. Из-за отсутствия конкурентов, монополистические фирмы сами устанавливают стандарты качества на тот или иной вид продукции. Поэтому качество всех товаров полностью одинаковое.
Проведение научных исследований и разработок. Благодаря огромному числу покупателей, отсутствию конкуренции, монополистические фирмы имеют достаточно денег для проведения различных исследований. Как следствие этого – появление инновационных технологий, уменьшение физической нагрузки на работников компании.

Минусы монополии

Завышенная стоимость товаров. Так как компания сама определяет стоимость товаров, то она вполне может проводить не совсем справедливую ценовую политику: заметно завышая цену, оплачивать не только расходы на материалы, трудовые и энергетические ресурсы, но и увеличивать в разы чистую прибыль.
Низкое качество товаров. Из-за отсутствия конкурентов, монополистическая фирма, может уделять не так много внимания качеству товаров. Монополии пытаются как можно больше увеличить свои доходы, доводя до максимально возможной отметки стоимость товара. При этом они не всегда учитывают соотношение цены и качества.
Меньшее количество производимых товаров. Для повышения спроса потребителей на свою продукцию или для оправдания завышенных цен, монополистическое объединение может некоторое время выпускать меньше товаров, таким образом, делая их более уникальными.
Нежелание развиваться. Из-за того, что выбора у клиентов все ровно нет, монополистическая компания, при желании, может остановиться на том этапе развития, который ее устраивает и приносит достаточную прибыль.
Нежелание улучшать качество продукции. Очень часто компании — монополии останавливаются на уже достигнутом уровне качества продукции, и тогда потребителям не стоит даже надеяться на улучшения качества товаров.
Утрудненные условия развития для начинающих фирм. Так как монополистическая компания отнимает большую часть рынка, а вступить в монополистическое объединение из-за множества экономических барьеров очень сложно, то новичкам в сферах, где уже существует монополия, приходиться весьма непросто.
Ухудшение состояния экономики на государственном уровне. Ни для кого не секрет, что присутствие на рынке продаж множества монополистических фирм оказывает негативное влияние на развитие государственной экономики.
Работа только в личных интересах. Монополии любыми способами пытаются максимизировать свою прибыль. Порой даже недовольные низким качеством выпускаемой продукции потребители монополистов не волнуют.

Монопсония. Преимущество

Поскольку покупатель единственный, он может устанавливать свою цену на рынке, поэтому он может принять на себя часть предложения участника торгов.
Он может иметь большой контроль на рынке и может снижать цены на продукты, чтобы получить огромную прибыль.
Монопсония может выступать в качестве полезного противовеса рыночной власти монополиста.
Цены, требования и потребности будут диктоваться и регулироваться покупателем.
Излишек производителя имеет стоимость, как и излишек покупателя. Более низкие производственные затраты увеличивают прибыльность, которую можно использовать для финансирования капитальных вложений и исследований.
Лучшее соотношение цены и качества. Например, национальная служба здравоохранения Великобритании может использовать свою переговорную позицию для снижения цен на обычные лекарства, используемые в лечении. Это означает, что экономия средств позволяет проводить больше процедур в рамках бюджета.
Рост ярлыка «Справедливая торговля» является доказательством того, как давление со стороны потребителей может привести к улучшению контрактов и улучшению цен для фермеров в развивающихся странах.

Недостатки

Монопсония порождает неэффективность на рынке, потому что количество и цена покупки ниже равновесия на совершенно конкурентном рынке.
- Кривая спроса покупателя имеет отрицательный наклон, потому что по мере того, как потребляется больше единиц, им присваивается меньшая ценность.
- Когда монопсонист хочет купить дополнительный юнит, он должен увеличить цену не только этого предмета, но и тех, которые у него уже есть.
- Это тип рынка, который классифицируется как очень аномальный и порой полон проблем между продавцами и покупателями.
- Показатели монопсонии возникают только на относительно небольших местных рынках или в условиях вмешательства правительства.
- Монопсонисты могут покупать все, что хотят, по текущей цене, не имея возможности на это повлиять.
- В монопсонии наблюдается неравномерное распределение активов и доходов.
- Аномальный заработок.

Фирма в экономике

Фирма – это коммерческая организация, приобретающая экономические ресурсы для производства и продажи товаров и услуг в целях получения прибыли

«Фирма – минимизация риска и неопределенности»
(американский экономист Ф.Найт)

Экономические и бухгалтерские издержки

Издержки фирмы – это стоимость затрат на производство и сбыт готовой продукции;



Постоянные (аренда здания, налоги…)


общие издержки

Переменные (зар.плата сдельных рабочих, + ресурсы)

Внутренние (неявные, ресурсы принадлежат собственнику)



общие издержки

Внешние (факторы производства, не являющиеся собственностью владельца фирмы)

Налоги

Прямые – с доходов граждан и фирм в явном виде.
Косвенные – неявно, при совершении определенных действий, включены в стоимость товара, оплачивает потребитель.

Налоги с фирм

Налог на прибыль (ок. 20%);
Налог на добавленную стоимость (НДС) (в России 18 %);
Платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, соц.страх, мед.страх)