Презентация к уроку "Сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной"
Оценка 4.6

Презентация к уроку "Сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной"

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
русский язык
9 кл—11 кл
21.07.2020
Презентация к уроку "Сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной"
СПП с прдаточной изъяснительной.ppt

Урок русского языка в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе

Кавказ…ий хребет Кавказ ск ий хребет (согл

Кавказ…ий хребет Кавказ ск ий хребет (согл

Кавказ…ий хребет
Кавказский хребет (согл.) = хребет Кавказа (упр.)
блинда… штаба
блиндаж штаба (упр.) = штабной блиндаж (согл.)
метаической д…ской
металлической доской (согл.) = доской из металла (упр.)
вечно т…скующего
вечно тоскующего (прим.) = тоскующего вечность (упр.)
бе…конечной благ…дарности
бесконечной благодарности (согл.) = благодарности без конца (упр.)

Орфографическая разминка

Кавказ ск ий хребет (согл.) = хребет

Кавказ ск ий хребет (согл.) = хребет

Кавказский хребет (согл.) = хребет Кавказа (упр.)
блиндаж штаба (упр.) = штабной блиндаж (согл.)
металлической доской (согл.) = доской из металла (упр.)
вечно тоскующего (прим.) = тоскующего вечность (упр.)
бесконечной благодарности (согл.) = благодарности без конца (упр.)

Орфографическая разминка.

В глубине заповедника, на берегу реки

В глубине заповедника, на берегу реки

(1) В глубине заповедника, на берегу реки Чистой, под скалою, в густых зарослях чернеется сруб, потому что он почти сгнил. (2) Много лет прошло с того дня, когда его здесь срубили солдаты, насмерть вставшие на пути фашистских захватчиков, рвавшихся через Главный кавказский хребет к Черному морю. (3) Может, это был штабной блиндаж? (4) Да и неважно это. (5) Главное в том, что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны Кавказа. (6) Он как памятник, хранимый природой, так как мало кому известно это место. (7) Здесь нет мрамора и гранита, нет бронзы, не пылают здесь прозрачные в солнечном свете факелы Вечного огня. (8) Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, привинченной к нему, или сваренная из листовой стали тумба, увенчанная стальной звездой, простые, идущие из глубины вечно тоскующего сердца слова бесконечной благодарности ныне живущих тем, кто осенью 1942 года в этих скалах и долинах положил свои жизни на алтарь Отечества. (9) Вот какие обелиски стоят в горах.
(10) И если тебе, мой читатель, посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике и пройти по тропе, обочь которой стоит такой обелиск, низко поклонись памяти защитников нашей Родины…
По В. Молчанову, 179 слов

Заповедник – участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена

Заповедник – участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена

Заповедник – участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.
Сруб – деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных (рубленых) брёвен. Срубами в России были избы, храмы, прясла и башни деревянных кремлей и прочие сооружения деревянного зодчества.
Блиндаж – постоянное или временное фортификационное подземное сооружение для защиты от пулемётного, артиллерийского, миномётного огня, от напалма и оружия массового поражения и для отдыха личного состава.
Алтарь - жертвенник. Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений.
Обелиск - сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении.

Словарная работа

Главное в том, что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны

Главное в том, что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны

(5) Главное в том, что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны Кавказа.

Главное в том], (что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны

Главное в том], (что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны

(5) [Главное в том], (что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны Кавказа).
[ ], (что… О и О). СПП с прид. изъяснительным

Главное в том], (что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны

Главное в том], (что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны

(5) [Главное в том], (что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны Кавказа).

Какие изобразительно-выразительные средства есть в этом предложении?
сруб напоминает - олицетворение
живо напоминает – эпитет
о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны - эпитеты

Сергей Сергеевич Смирнов сказал: «Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода?

Сергей Сергеевич Смирнов сказал: «Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода?

Сергей Сергеевич Смирнов сказал:
«Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны».

Виды придаточных в СПП

Виды придаточных в СПП

Виды придаточных в СПП

В глубине заповедника, на берегу реки

В глубине заповедника, на берегу реки

1 группа

2 группа

3 группа

(1) В глубине заповедника, на берегу реки Чистой, под скалою, в густых зарослях чернеется сруб, потому что он почти сгнил.

(2) Много лет прошло с того дня, когда его здесь срубили солдаты, насмерть вставшие на пути фашистских захватчиков, рвавшихся через Главный кавказский хребет к Черному морю.

(6) Он как памятник, хранимый природой, так как мало кому известно это место.

В глубине заповедника, на берегу реки

В глубине заповедника, на берегу реки

(1) [В глубине заповедника, на берегу реки Чистой, под скалою, в густых зарослях чернеется сруб], (потому что он почти сгнил).

[ ], (потому что…). СПП с прид. причины

1 группа

Много лет прошло с того дня], (когда его здесь срубили солдаты, насмерть вставшие на пути фашистских захватчиков, рвавшихся через

Много лет прошло с того дня], (когда его здесь срубили солдаты, насмерть вставшие на пути фашистских захватчиков, рвавшихся через

(2) [Много лет прошло с того дня], (когда его здесь срубили солдаты, насмерть вставшие на пути фашистских захватчиков, рвавшихся через Главный кавказский хребет к Черному морю).

[ ], (когда… сущ., /прич. об...сущ./,/прич. об./). СПП с прид. времени

2 группа

Он как памятник, хранимый природой], (так как мало кому известно это место)

Он как памятник, хранимый природой], (так как мало кому известно это место)

(6) [Он как памятник, хранимый природой], (так как мало кому известно это место).

[сущ.,/прич. об./], (так как…). СПП с прид. причины

3 группа

Может, это был штабной блиндаж?

Может, это был штабной блиндаж?

(3) Может, это был штабной блиндаж?
 
Вв, …

(7) [Здесь нет мрамора и гранита], [нет бронзы], [не пылают здесь прозрачные в солнечном свете факелы Вечного огня].
 
[безл. О и О], [безл.], [ ]. БСП

Задание 9) Среди предложений 7 - 9 найдите предложения с обособленным распространённым определением

Задание 9) Среди предложений 7 - 9 найдите предложения с обособленным распространённым определением

(Задание 9) Среди предложений 7 - 9 найдите предложения с обособленным распространённым определением

Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, /привинченной к нему/, или сваренная из листовой стали тумба, /увенчанная стальной звездой/, простые, идущие из глубины вечно тоскующего…

Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, /привинченной к нему/, или сваренная из листовой стали тумба, /увенчанная стальной звездой/, простые, идущие из глубины вечно тоскующего…

(8) Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, /привинченной к нему/, или сваренная из листовой стали тумба, /увенчанная стальной звездой/, простые, идущие из глубины вечно тоскующего сердца слова бесконечной благодарности ныне живущих тем, кто осенью 1942 года в этих скалах и долинах положил свои жизни на алтарь Отечества.
  сущ.,/прич. об./,.. сущ.,/прич. об./

(Задание 9) Среди предложений 7 - 9 найдите предложения с обособленным распространённым определением

Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, (1) привинченной к нему, (2) или сваренная из листовой стали тумба, (3) увенчанная стальной звездой, (4) простые, (5)…

Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, (1) привинченной к нему, (2) или сваренная из листовой стали тумба, (3) увенчанная стальной звездой, (4) простые, (5)…

(8) Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, (1) привинченной к нему, (2) или сваренная из листовой стали тумба, (3) увенчанная стальной звездой, (4) простые, (5) идущие из глубины вечно тоскующего сердца слова бесконечной благодарности ныне живущих тем, (6) кто осенью 1942 года в этих скалах и долинах положил свои жизни на алтарь Отечества.

(Задание 12) Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие0 запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью

Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, (1) привинченной к нему, (2) или сваренная из листовой стали тумба, (3) увенчанная стальной звездой, (4) простые, (5)…

Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, (1) привинченной к нему, (2) или сваренная из листовой стали тумба, (3) увенчанная стальной звездой, (4) простые, (5)…

(8) [Скреплённый цементом дикий камень с металлической доской, (1) привинченной к нему, (2) или сваренная из листовой стали тумба, (3) увенчанная стальной звездой, (4) простые, (5) идущие из глубины вечно тоскующего сердца слова бесконечной благодарности ныне живущих тем], (6) (кто осенью 1942 года в этих скалах и долинах положил свои жизни на алтарь Отечества).
 
[ ], (кто…). СПП с прид. мест.-опр./изъясн.

6

(Задание 12) Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие0 запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью

Задание 10) Найдите в тексте предложение с обращением и выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении

Задание 10) Найдите в тексте предложение с обращением и выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении

(Задание 10) Найдите в тексте предложение с обращением и выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении

И если тебе, (1) мой читатель ,(2) посчастливится побывать когда-нибудь в

И если тебе, (1) мой читатель ,(2) посчастливится побывать когда-нибудь в

(10) И если тебе,(1) мой читатель,(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике и пройти по тропе,(3) обочь которой стоит такой обелиск,(4) низко поклонись памяти защитников нашей Родины…
1,2

(Задание 10) Найдите в тексте предложение с обращением и выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении

Задание 13) Среди предложений 8 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных

Задание 13) Среди предложений 8 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных

(Задание 13)
Среди предложений 8 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения

И если тебе, (1) мой читатель ,(2) посчастливится побывать когда-нибудь в

И если тебе, (1) мой читатель ,(2) посчастливится побывать когда-нибудь в

(10) (И если тебе,(1) мой читатель,(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике и пройти по тропе),(3) (обочь которой стоит такой обелиск),(4) [низко поклонись памяти защитников нашей Родины]…

(И если, о,..безл.О и О), (…которой…), [опр.-личное]. СПП с прид. условия и опр., с последовательным подчинением.
10

(Задание 13) Среди предложений 8 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения

Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода?

Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода?

«Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны».

Пересказ с включением цитаты С.С.Смирнова

Как Вы понимаете значение слова

Как Вы понимаете значение слова

1 уровень сложности – сжать текст.

2 уровень сложности – написать сочинение 15.3. Как Вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ?

3 уровень сложности – написать сочинение 15.2. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «И если тебе, мой читатель, посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике и пройти по тропе, обочь которой стоит такой обелиск, низко поклонись памяти защитников нашей Родины…»?

Домашнее задание

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2020