Презентация к уроку в 10 классе "Бесприданница"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 03.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации дается о творчестве Островского, учащийся узнают сведения о пьесе "Бесприданница". Есть несколько заданий к уроку.
Иконка файла материала 10 класс 24.02.21.pptx

Тема урока:
А.Н.Островский (1823-1889)
Литературный хронограф
«Бесприданница»

Учитель русского языка и литературы
Исабаева Шолпан Нурилденовна

Двадцать четвертое февраля

Шалкодинская средняя школа

Сегодня на уроке вы:

- познакомитесь с творчеством А.И.Островского;
- узнаете о пьесе «Бесприданница».
Вы научитесь:
- бегло просматривать текст;
- излагать сжато содержание прочитанного текста, сохраняя основную мысль и выражая личную оценку;
- находить в тексте отглагольные существительные.

ЧТЕНИЕ Прочитайте статью и выполните задания Александр Николаевич Островский – писатель и драматург, родился 31 марта 1823 года в Москве, в семье судебного чиновника. Отец Островского хотел, чтобы сын пошел по его стопам. После окончания гимназии Александр поступает на юридический факультет Московского университета. В 1843 году Островского берут на службу в суд, и он работает в различных московских судах до 1851 года. Известность драматург получил в 1849 году после публикации пьесы «Свои люди - сочтемся». В 1856 году А.Островский отправляется в Поволжье для изучения быта и жизни жителей края. После этой поездки он написал одно из самых ярких своих произведений – пьесу «Гроза». В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях. Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.

Задание:
Прочитайте название произведения.
Согласны и вы, что само заглавие несет в себе важное идейное содержание?
Дайте краткий ответ: ДА / НЕТ.

Создайте кластер с ключевым понятием “бесприданница”

Бесприданница

  БЕСПРИДАННИЦА, бесприданницы, жен. 
В буржуазно дворянском обществе не обеспеченная приданым девушка 
или девушка, которую охотно возьмут замуж за ее достоинства без приданого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   
БЕСПРИДАННИЦА, ы, жен. 
В старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Толковый 
словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   
Толковый словарь Ожегова

Словарная работа

Приданое нищенка сирота невеста беднячка калым несчастье

Александр Николаевич Островский об одном из наиболее удачных своих созданий, «Бесприданнице»:

«Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».


Прочитайте статью и выполните задания

Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки». Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику. И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех. Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни она видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие. Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.

ЗАДАНИЕ:
1. Составьте хронологическую таблицу

 
 

Работа с текстом

Хронология

События

13 марта 1823 года

родился в Москве

 

 

Работа с текстом

Проанализируйте заглавие произведения.
Почему А.Островский назвал пьесу «Бесприданница»?
2. Определите тему и идею пьесы
3. Определите жанр произведения.
 Полезный набор(ы) фраз для диалогов и письма:
На мой взгляд, тему можно определить так …
Я считаю, что идея пьесы...
По моему мнению, она выражена...

Примерный ответ:
На мой взгляд, тему можно определить так:
«Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене».
Я считаю, что автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать.
По моему мнению, пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру социально-психологической драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

Композиция

РЕФЛЕКСИЯ
Приём «Телеграмма» 
Напишите себе (или автору пьесы) пожелание.

 Примерный ответ:
 Желаю себе:  в любой ситуации оставаться человеком.
Или однокласснику: всегда помнить о настоящих жизненных ценностях, построенных на добрых и искренних чувствах

Задание 2.

Домашнее задание.

Посмотрите фильм «Жестокий романс» Э.Рязанова, обсудите с одноклассниками образ Ларисы Огудаловой