Ольга Фёдоровна Берггольц(1910-1975г)
Все 900 дней блокады провела в осажденном Ленинграде. От истощения была на грани смерти, похоронила мужа. Постоянно выступала по радио. Ее тихий голос, рассказывающий новости и читающий стихи о верности, стойкости и любви, олицетворял собой душу блокадного Ленинграда. «Наша Оленька», «Блокадная муза» назвали ее ленинградцы-блокадники. В это время Берггольц создала своилучшие поэмы, посвященные защитникамЛенинграда: «Февральский дневник»,«Ленинградскую поэму».
Я говорю с тобой под свист снарядов
…Я говорю с тобой под свист снарядов,угрюмым заревом озарена.Я говорю с тобой из Ленинграда,страна моя, печальная страна…
Кронштадский злой, неукротимый ветерв мое лицо закинутое бьет.В бомбоубежищах уснули дети,ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза…Бессонны ночи, тяжек день любой.Но мы забыли, что такое слезы,что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,Не поколеблет грохот канонад,и если завтра будут баррикады —мы не покинем наших баррикад.
Февральский дневник (отрывок)
Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.
И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что, как роса, сияла эта радость,
угрюмо озарённая войной.
˂…˃
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень, тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.
Январь-февраль 1942г.
Анна Андреевна Ахматова(1889-1966г)
Анну Ахматову война застала в Ленинграде; здесь она пережиланачало блокады, вместе со всеми ленинградцами испытав ужасбомбёжек, обстрелов — ужас смерти.В дни блокады Анна, как и все ленинградцы, вносила посильныйвклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которымиобкладывались баррикады и памятники на площадях. Она долгоотказывалась от эвакуации. Только повинуясь настойчивой заботе оней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и таммысленно возвращалась она к терпящему беды вражескогоокружения героическому народу. И именно в Ташкенте пишет онастихотворение «Мужество».
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки.
1942 г.
Анна Ахматова и поэтесса Ольга Берггольц: подготовка выступления по радио, осень 1941 г.
Вадим Сергеевич Шефнер(1915-2002г)
Когда началась война, долгое время поэту было не достихов. Он нес службу в части, оборонявшейосажденный Ленинград.В январе 1942 работал в редакции газеты «Знамяпобеды», опубликовал немало стихов агитационногохарактера за подписью «боец Вадим Шефнер».Работа со словом дала толчок поэтическому творчеству,и в итоге в 1943 году в разгар блокады Ленинградавышла книга «Защита».
На 2-ой день войны написал стихотворение «Верим в победу!»
Зеркало
Как бы ударом страшного таранаЗдесь половина дома снесена,И в облаках морозного туманаОбугленная высится стена.
Еще обои порванные помнятО прежней жизни, мирной и простой,Но двери всех обрушившихся комнат,Раскрытые, висят над пустотой.
И пусть я все забуду остальное —Мне не забыть, как, на ветру дрожа,Висит над бездной зеркало стенноеНа высоте шестого этажа.
Оно каким-то чудом не разбилось.Убиты люди, стены сметены, —Оно висит, судьбы слепая милость,Над пропастью печали и войны.
1942г.
Михаил Александрович Дудин(1916-1993г.)
В 18 лет призывается в армию, учится вполковой школе младших командиров, но не успевает ееокончить.С 1939 года на фронте, сначала на Финской войне, затемна Великой Отечественной, с 1942 года работал вофронтовых газетах, в том числе в осаждённомнацистами Ленинграде. Творчество стало для него"спасением от страха и одичания". В годы войнывышли сборники "Фляга", "Костер на перекрестке".
Все с этим городом навек
Все с этим городом навек —И песня, и душа,И черствый хлеб,И черный снег,Любовь, тоска,Печаль и смех,Обида, горечь и успех —Вся жизнь, что на глазах у всехГорит, летит спеша.
Все вместе с намиИ для насСплелось, перевилось:И очерк губ,Надежда глаз,И первый шепот в первый раз,И седина волос.
И первый бой,И кровь друзей,И верность до конца —Она от совести моейНе отведет лица.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.