Презентация к внеклассному занятию с учащимися средней школы по теме "Я-концепция"

  • ppt
  • 18.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Я-концепция.ppt

Я-концепция и самооценка

Кто я?

Проблемы самосознания и самоопределения стары, как мир… «Познай себя» – было написано ещё на стене древнегреческого храма в Дельтах. Эти слова могут быть девизом философских и психологических изысканий человечества.

Самооценка -

оценка человеком самого себя, как элемент самосознания
оцениваются черты характера, способности, нравственные качества, поступки
самооценка определяет отношения человека с окружающими, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам

Самооценка -

связана с уровнем притязаний и с целями, который человек пред собой ставит
она складывается под влиянием тех оценок, которые ребенок слышит со стороны взрослых
различают заниженную, завышенную и адекватную самооценку

Как развивается детское самосознание?

К 3 годам появляется чисто эмоциональная, завышенная самооценка
В дошкольном возрасте возникает осознание некоторых своих качеств и поведения, но дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично
У младших школьников самооценка становится более адекватной, они различают свои физические и нравственные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания, формируется Я-концепция



Я-концепция более целостное понятие, чем самооценка.
Это система представлений о самом себе.

«Я»-концепция

Реальное «Я»

Идеальное «Я»

Познавательный компонент

Оценочный компонент

Поведенческий компонент

Реальное «Я»

Представления о собственной внешней привлекательности
Представления о своем уме
Представления о своих способностях в разных областях
Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах


Представления о себе у подростков нестабильны и часто меняются

Идеальное «Я»

Это желаемое представление о себе. Оно может сильно отличаться от реального

Сильный разрыв между идеальным и реальным образом может привести к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.


Когда идеальный образ представляется достижимым, он выступает как источник саморазвития и самосовершенствования