Девиантное поведение
- система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.
Стадии формирования девиантного поведения.
1 . Предрасположенность к девиантному поведению, в основе которого могут лежать такие причины как ошибки в воспитании, психологическая неготовность ребенка к школе, недостаточная социализация ребенка.
2. Формирование девиантного поведения характеризуется более сильным игнорированием правил поведения и социальных норм.
Специфика девиантного поведения .
Психологический фактор
Ребёнок не научен тому, как контролировать свои импульсы и проявление эмоций, не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия.
Семейный фактор.
Ребенок растет в атмосфере вседозволенности. Попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт.
Группы учащихся с особыми формами
девиантного поведения.
Требовательные дети. Их главная цель — привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Это дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания. Пути достижения целей у них разнообразны: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки.
Властные дети. Это очень сложный тип отклоняющегося поведения. Они настойчивые, требовательные, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Такой ребенок работает мало или не работает совсем. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.
Мстительные дети. Им кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них. При невнимательном отношении к ним, их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным.
Приёмы работы.
Внимание к такому ребенку лучше уделять тогда, когда он чем-нибудь занят. Но любые попытки ребенка обратить на себя внимание через капризы, проявления агрессивности учителю следует игнорировать.
2. Дипломатичная позиция: не уступать и не бороться, т.е. не вступать в конфликт, обезоруживайте спокойствием. Использовать технологию сотрудничества, воспитывать ответственность за свои действия. Здесь целесообразно применять метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно жестко и стоять на своём, при этом не повышать голоса.
3. Поддержка,похвала.
Необходимо чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка.
4.Использование методов изменения отношений:
- Личный пример взрослого и сверстника.
- Игнорирование поведения ребенка - Прием «разрешение на поведение»
- Изменение (повышение) статуса ребенка в
коллективе. - Метод педагогической поддержки, - Рассказ об аналогичном поступке. - Обращение по «неизвестному» адресу. - Остроумная шутка, ответ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.