![]() |
—
![]() |
—
![]() |
— В феврале—марте 1874 г. в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.
—
…бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен,
фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось
вокруг него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях,
французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские
тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной,
чудесные дали с панорамой города… (В.В.Стасов)
— Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.
— Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» из будущего цикла импровизировались автором. Но окончательно замысел сложился летом, и Мусоргский, оторвавшись от написания песен «Без солнца», принялся за новое сочинение. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было «Гартман».
Первое издание.
Обложка первого издания «Картинок с выставки» (1886) под редакцией Н. А. Римского-
Корсакова
— « Моя физиономия в интермедах видна!» – писал М.П.Мусоргский. В этой теме
Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.
— Сюита – это последовательность музыкальных тем, объеденённых общим замыслом.
Состоит из нескольких частей и предназначена для слушания.
— Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных и оперных отрывков.
— 1. Прогулка
— 2. Гном
— 3. Старый замок
— 4. Тюильрийский сад(Ссора детей после игры)
— 5. Быдло
— 6. Балет невылупившихся птенцов
— 7. Лиможский рынок (Большая новость)
— 8. Катакомбы. Римская гробница
— 9. Избушка на курьих ножках (Баба-яга)
— 10. Богатырские ворота (Во стольном городе во Киеве)
На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает.
В средней части гном, будто Гном
останавливается и начинает размышлять или просто пытается отдохнуть,
время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность. Каждая попытка спокойной
остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Наконец , гном так и не
нашёл покоя - страдание и отчаяние.
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. Рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка). У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль.
Тюильрийский сад. Ссора
детей после игры
На рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек. Эта короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад ещё более «осветлён».Ритм напоминает детские считалки и дразнилки и нянек.
Пьеса создаёт довольно мрачную картину: и
волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца
своих дней, безрадостная сторона жизни простого мужика показана здесь со всей
ясностью.
Балет невылупившихся
птенцов
Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором выступала «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы».
Лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы.
Лиможский рынок.
В рукописи Мусоргский вначале сделал по-французски забавные
пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке.
Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится.
Катакомбы.
Римская
гробница
На картине Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа.
Мрачное подземелье с гробницей изображено в музыке безжизненными унисонами - то резкими, то тихими («эхо»). Среди этих аккордов, как тени прошлого, выплывает медленная мелодия. «Катакомбы» повисают на неустойчивом аккорде, переходя к следующей сцене.
Избушка на курьих ножках
(Баба-Яга).
У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы».
Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе БабыЯги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги».
Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот.
Глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы.
Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Медленный ритм придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение.
— В 1984 году на киностудии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Картинки с выставки», в который были включены «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» и фрагменты
«Прогулки» в исполнении Рихтера. Автор сценария и режиссёр — Инесса Ковалевская.
Джаз-альбом
Вышел 1 номер 2009 года. Лицо номера: Алекс Ростоцкий и его новый альбом "Картинки с выставки или Прогулка с Мусоргским”
Новый музыкальный проект Алекса Ростоцкого является своего рода
музыкальным подарком как для любителей классического музыки, так и для
поклонников джазовой импровизации. Один из лучших джазовых музыкантов
современной России, А. Ростоцкий записал альбом «Прогулки с Мусоргским», где
знаменитые темы «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского звучат в исполнении
джазового трио.
— . Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Так в данной пьесе мы найдем сочетание зловещих, мистически-черных красок с одной стороны и светлых - с другой.
—
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.