Классификация детского рисования
Рисование является для детей одним из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребёнку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, высказать своё отношение ко всему, что его окружает. Мы уже отмечали, что карандаш, фломастер, краски становятся объектом изучения малыша гораздо раньше, чем пластилин или бумага. Наравне с рисованием только конструирование из строительных наборов вызывает повышенный интерес у дошкольника в период раннего детства. И не смотря на то, что в раннем детстве дети способны создавать пусть элементарные, но интересные аппликационные и пластические образы, работа с бумагой, пластилином далеко не всегда захватывает малыша. Чаще он просто экспериментирует с этими материалами, чем пытается что-то изобразить с их помощью. Для него эти виды творчества носят скорее познавательный и развивающий характер, чем изобразительно-выразительный. Безусловно, это не означает, что аппликацию, лепку следует исключать из сферы деятельности малыша. Напротив, они важны для его разностороннего развития. Но вводить их стоит постепенно, фрагментарно, включая как элементы в процессе рисования. Поэтому рисование не только является первоосновой в открытии ребёнком изобразительного мира, но базой для освоения других видов изобразительной деятельности.
Первая классификация по содержанию рисунков:
1. Реалистичное рисование
2. Стилизованное рисование
3. Абстрактное рисование
Вторая классификация по характеру:
1.Предметное рисование
2.Сюжетное рисование
3.Декоративное рисование
Третья классификация по форме:
1. По представлению
2. По замыслу
3. С натуры
Четвёртая классификация по активности детей:
1. Сотворчество с педагогом
2. Самостоятельное рисование.
3. Коллективное творчество
Техники рисования. В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ
ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
Классические определены в соответствие с используемым материалом (гуашь; акварель; пастель; соус; сангина, уголь; карандаш; фломастер).
Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе, данные техники не только доступны, но и необходимы малышам. Безусловно, что они не так интенсивно применяются с детьми раннего и младшего возраста. Поскольку сопряжены с физическими усилиями: штрихи, нанесённые любыми мелками, предполагают растирания пальчиками. Значимость данных техник для малышей состоит в том, что они позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук, формообразующие движения в процессе выполнения тушёвки, штриховки, различной по форме и характеру.
Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребёнку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.
Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ:
Материалы для рисования:
бумага для акварели, бумага глянцевая, картон, калька;
краски гуашевые;
краски акварельные;
восковые мелки;
пастель (восковая и мелковая);
цветные и простые графитные карандаши;
фломастеры;
соус;
сангина;
уголь.
Инструменты и оборудование:
мольберты или планшеты;
палитры;
кисти мягкие и щетинные (круглые и плоские) разного диаметра;
тампоны, губки;
трафареты;
штампы, матрицы, печати;
зубные щётки;
плёнка пищевая;
гофрированный картон;
двойные стаканчики для воды
Реалистичное рисование
Реалистичное рисование заключается в попытке детей отобразить объективную картину мира путем правдоподобного изображения её объектов и явлений с присущими им качествами и признаками. Реалистичные рисунки наиболее узнаваемы и понятны окружающим, поскольку в них присутствует элемент натурализма. Несмотря на то, что свой рисунок ребёнок воспринимает как вполне реалистичный и для него он понятен и объективен, в действительности наибольшего реализма дошкольники достигают только к старшему дошкольному возрасту. Это связано с тем, что в ранний и младший дошкольный возраст происходит накопление познавательного и изобразительного опыта, который позволяет более точно передавать признаки, свойства и качества предметов, объектов. Данное положение не исключает вероятности появления реалистичных рисунков у детей ранее 5 лет. Они вполне могут быть у детей и 2-3-х лет, но это возможно только при условии целенаправленного обучения основам изобразительного искусства, начиная с раннего возраста.
Стилизованное рисование состоит в создании ребёнком обобщённого, лаконичного в плане цвета, формы и композиции образа, содержащего элемент декоративности. Стилизованное рисование в целом является характерным для детей дошкольного возраста. В разные возрастные периоды дети на доступном для себя уровне пытаются создать некий собирательный образ, в котором они отражают свои знания, представления, ощущения и наблюдения. В связи с этим рисунки становятся больше декоративными, чем реалистичными, в них наличествуют искажения цвета, формы, для того чтобы придать выразительность образу, добиться целостности.
Предметное рисование
Предметное рисование заключается в изображении отдельных предметов. При этом необходимо в рисунке отобразить свойства и признаки конкретного предмета, а также передать его внутренний характер, придав ему выразительности.
Абстрактное рисование позволяет на основе беспредметного искусства создавать различные цветовые, тоновые композиции, отражающего, прежде всего, внутреннее состояние ребёнка, его отношение ко всему, что его интересует, волнует. Абстрактное рисование раньше всех появляется в изобразительной деятельности дошкольника. Оно возникает тогда, когда ребёнок впервые взял изобразительный инструмент и получил первые каракули, которые хотя и беспредметны по своей форме, но содержательны по смыслу. Абстрактные изображения представляют собой собственное мировосприятие детей, заключённое в определённую цветовую форму, раскрывающую внутреннее состояние малыша
Сюжетное рисование состоит в придумывании и реализации детьми на плоскости сюжета на определённую тему. В сюжетном рисовании важно не только разместить ряд объектов и предметов, соотносимых с общей темой, но и продумать общий колорит, композицию работы. В этой связи сюжетное рисование наиболее показательно для детей старшего возраста.
Декоративное рисование характеризуется созданием на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов прикладного искусства.
Важно отметить, что деление на предметное, сюжетное и декоративное рисование очень условно, поскольку каждый из данных видов рисования может содержать в себе элементы другого. Так, например, при изображении вазу дети могут использовать орнамент для украшения её поверхности, а в процессе создания декоративной композиции придумать какой-то сюжет
Список литературы:
1. Алексеева В. В. «Что такое искусство?».
2. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. «Ступеньки к творчеству».
3. Н., Суслова О. «С кисточкой и музыкой в ладошке».
4. Коллективное творчество детей под ред. А. А. Грибовской.
5. И. В. Штанько «Воспитание искусством в детском саду».
6. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
7. Е. Макарова «Преодолеть страх или искусствотерапия».
8. Т. А. Копцева «Природа и художник».
9. В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, теста, пластилина».
10. Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.