В творческом развитии Гоголя можно выделить три периода:
1) 1829-1835 гг. — петербургский период.
сборник романтических повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832)
в январе-феврале 1835 г. вышли сборники «Миргород» и «Арабески»;
Первый период творчества Гоголя (1829-1835) начался с поисков своей темы, своей тропы в литературе. Долгими одинокими вечерами Гоголь усердно трудился над повестями из малороссийской жизни. В мае 1831 г. состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным.
2) 1835-1842 гг. — время работы над двумя важнейшими произведениями:
комедией «Ревизор» и поэмой «Мертвые души».
Начало этого периода — создание первой редакции «Ревизора» (декабрь 1835 г., поставлена в апреле 1836 г.),
завершение — издание первого тома «Мертвых душ» (май 1842 г.) и подготовка «Сочинений» в 4-х томах (вышли из печати в январе 1843 г.).
Второй период творчества Гоголя (1835-1842) открывается своеобразным «прологом» — «петербургскими» повестями «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет», вошедшими в сборник «Арабески» в 1836 г. была напечатана повесть «Нос», завершила цикл повесть «Шинель» (1839-1841, опубликована в 1842 г.).
Он создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического.
3) 1842-1852 гг. — последний период творчества.
Главным его содержанием стала работа над вторым томом «Мертвых душ», проходившая под знаком напряженных религиозно-философских исканий.
Важнейшие события этого периода — публикация в январе 1847 г. публицистической книги «Выбранные места из переписки с друзьями» и сожжение Гоголем в феврале 1852 г. личных бумаг, в числе которых была, по-видимому, и рукопись второго тома поэмы.
Гоголевский реализм стал основой для
формирования в русской литературе «натуральной школы».
«Натуральная школа» — литературное
течение 1840-х годов, возникшее в
результате сближения литературы с жизнью.
Её развитие связано с творчеством
А.И. Герцена, Д.В.Григоровича,
Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева,
Ф.М. Достоевского
Теоретиком данного течения был В.Г.Белинский
Главное содержание произведений—изображение народной жизни, причём без приукрашивания действительности.
Для всех писателей «натуральной школы» характерны гоголевские приёмы письма:
юмор,
ирония,
внимание к бытовым деталям,
использование канцелярского стиля в комических целях.
Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах.
“Портрет” – это повесть о трагедии художника, познавшего радость вдохновенного творчества и не сумевшего и отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально.
Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
Почему работа над портретом “завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?
Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
Духовная гибель Чарткова
два плана
внешний
внутренний
передаёт продвижение по службе, внешнее восхождение
“Уже он начал достигать поры степенности ума и лет...
Уже в газетах и журналах читал прилагательные: почтенный наш Андрей Петрович”, “заслуженный наш Андрей Петрович”...
”... Уже стали предлагать ему по службе почётные места”.
раскрывает деградацию личности художника, променявшего талант на простые безделицы.
“Уже он начинал верить, что всё на свете просто, вдохновения свыше нет...”
Герой забывает о своём высоком предназначении.
Главная мысль повести – в том, что истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за талант.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.