Презентация по теме "Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Оценка 4.8

Презентация по теме "Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

Оценка 4.8
pptx
30.08.2024
Презентация по теме "Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"
Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова.pptx

Основные темы и мотивы в лирике

Основные темы и мотивы в лирике

Основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.

Герб рода Лермонтовых с девизом: «SORS

Герб рода Лермонтовых с девизом: «SORS

Герб рода Лермонтовых с девизом: «SORS MEA JESUS» (Судьба моя Иисус)

Михаил Юрьевич
Лермонтов
(1814 – 1841)

Творческий путь М.Ю.Лермонтова 1

Творческий путь М.Ю.Лермонтова 1

Творческий путь М.Ю.Лермонтова

1. Юношеский период творчества. (1828-1829)
Образ Наполеона: стихотворение «Наполеон» (1829), «Эпитафия» (1829) (надгробная надпись)
Подражание Пушкину, Байрону, Шиллеру. Поэмы «Кавказский пленник» (1828), , драма «Люди и страсти», «Странный человек»

Ранняя лирики Лермонтова (1830 —1834)

Ранняя лирики Лермонтова (1830 —1834)

2. Ранняя лирики Лермонтова (1830 —1834)
Появился образ Демона. В этом образе воплотился неразрешимый конфликт мировоззрения поэта — конфликт между гармонией и хаосом, добром и злом, покоем и поиском.
Основной конфликт мироощущения поэта, зарождаются основные мотивы его лирики: одиночество, самопознание, противоборство земных и небесных сил в душе человека, стремление к абсолютной свободе и отрицание действительности.
 
\

Петербургского период (1834 —1837)

Петербургского период (1834 —1837)

3. Петербургского период (1834 —1837).
Драма «Маскарад» (1835).
Стихотворением «Смерть поэта».(1827)
 
4. Первая ссылка на Кавказ (1837).
«Когда волнуется желтеющая нива...»- на смену забвения появляется чувство несовершенства бытия, тоска и одиночество.
Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия...») (1837) посвящено Варваре Лопухиной.
Лирический герой поэта начинает видеть себя как бы со стороны, чувствовать свою принадлежность к эпохе и поколению («Дума», 1838).

Возвращение в Петербург. (1838—1840)

Возвращение в Петербург. (1838—1840)

5. Возвращение в Петербург. (1838—1840).
 Одиночество героя поэмы «Мцыри» (1837) — это абсолютное одиночество человеческой души, которой нет места в мире.
Конфликт поэмы «Демон» (1839) разворачивается в космических декорациях.
«И скучно и грустно!», 1840.
«Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840).

Вторая ссылка на Кавказ. Полностью напечатан и роман «Герой нашего времени»

Вторая ссылка на Кавказ. Полностью напечатан и роман «Герой нашего времени»

6. Вторая ссылка на Кавказ.
 Полностью напечатан и роман «Герой нашего времени».
лирические новеллы — «Дары Терека» (1839), «Пленный рыцарь»
(1840), «Три пальмы» (1841); стихотворения-притчи — «Листок»,«Утес» (1841);
Одно из последних стихотворений Лермонтова — «Пророк» (1841);
стихотворение «Родина» (1841),
«Выхожу один я на дорогу...» (1841)

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии

Смерть поэта» (1837) «Поэт» (1838) «Есть речи – значенье…» (1839) «Пророк» (1841)

Смерть поэта» (1837) «Поэт» (1838) «Есть речи – значенье…» (1839) «Пророк» (1841)

«1831-го июня 11 дня»
«Смерть поэта» (1837)
«Поэт» (1838)
«Есть речи – значенье…» (1839)
«Пророк» (1841)

М. Ю. Лермонтов – достойный преемник

М. Ю. Лермонтов – достойный преемник

М. Ю. Лермонтов – достойный преемник А. С. Пушкина.

 «Смерть поэта»

Отмщенье, государь, отмщенье!               Паду к ногам твоим:               Будь справедлив и накажи убийцу,               Чтоб казнь его в позднейшие века               Твой правый суд потомству возвестила,               Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! — невольник чести —

Погиб поэт! — невольник чести —

Погиб поэт! — невольник чести —  Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде... и убит! Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Не вы ль сперва так злобно гнали

Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь... — он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок.  Его убийца хладнокровно Навел удар... спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалёка, Подобный сотням беглецов,

И что за диво?.. издалёка, Подобный сотням беглецов,

И что за диво?.. издалёка,  Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. 

И он убит — и взят могилой,

И он убит — и взят могилой,

                      И он убит — и взят могилой,             Как тот певец, неведомый, но милый,                       Добыча ревности глухой,             Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой.  Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным,       Он, с юных лет постигнувший людей?.. 

И прежний сняв венок — они венец терновый,

И прежний сняв венок — они венец терновый,

И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него:                       Но иглы тайные сурово                       Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд,         И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд.                       Замолкли звуки чудных песен,                       Не раздаваться им опять:                       Приют певца угрюм и тесен,                       И на устах его печать. — 

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов,

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов,

                      А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!         Таитесь вы под сению закона,         Пред вами суд и правда — всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата!                       Есть грозный суд: он ждет;                       Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:                       Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью                       Поэта праведную кровь!

ПРОРОК С тех пор как вечный судия

ПРОРОК С тех пор как вечный судия

ПРОРОК

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная;

Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная;

Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: "Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!"

Тема одиночества

Тема одиночества

Тема одиночества

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2024