Презентация по теме "Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова"

  • pptx
  • 30.08.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова.pptx

Основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.

Герб рода Лермонтовых с девизом: «SORS MEA JESUS» (Судьба моя Иисус)

Михаил Юрьевич
Лермонтов
(1814 – 1841)

Творческий путь М.Ю.Лермонтова

1. Юношеский период творчества. (1828-1829)
Образ Наполеона: стихотворение «Наполеон» (1829), «Эпитафия» (1829) (надгробная надпись)
Подражание Пушкину, Байрону, Шиллеру. Поэмы «Кавказский пленник» (1828), , драма «Люди и страсти», «Странный человек»

2. Ранняя лирики Лермонтова (1830 —1834)
Появился образ Демона. В этом образе воплотился неразрешимый конфликт мировоззрения поэта — конфликт между гармонией и хаосом, добром и злом, покоем и поиском.
Основной конфликт мироощущения поэта, зарождаются основные мотивы его лирики: одиночество, самопознание, противоборство земных и небесных сил в душе человека, стремление к абсолютной свободе и отрицание действительности.
 
\

3. Петербургского период (1834 —1837).
Драма «Маскарад» (1835).
Стихотворением «Смерть поэта».(1827)
 
4. Первая ссылка на Кавказ (1837).
«Когда волнуется желтеющая нива...»- на смену забвения появляется чувство несовершенства бытия, тоска и одиночество.
Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия...») (1837) посвящено Варваре Лопухиной.
Лирический герой поэта начинает видеть себя как бы со стороны, чувствовать свою принадлежность к эпохе и поколению («Дума», 1838).

5. Возвращение в Петербург. (1838—1840).
 Одиночество героя поэмы «Мцыри» (1837) — это абсолютное одиночество человеческой души, которой нет места в мире.
Конфликт поэмы «Демон» (1839) разворачивается в космических декорациях.
«И скучно и грустно!», 1840.
«Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840).

6. Вторая ссылка на Кавказ.
 Полностью напечатан и роман «Герой нашего времени».
лирические новеллы — «Дары Терека» (1839), «Пленный рыцарь»
(1840), «Три пальмы» (1841); стихотворения-притчи — «Листок»,«Утес» (1841);
Одно из последних стихотворений Лермонтова — «Пророк» (1841);
стихотворение «Родина» (1841),
«Выхожу один я на дорогу...» (1841)

Тема поэта и поэзии

«1831-го июня 11 дня»
«Смерть поэта» (1837)
«Поэт» (1838)
«Есть речи – значенье…» (1839)
«Пророк» (1841)

М. Ю. Лермонтов – достойный преемник А. С. Пушкина.

 «Смерть поэта»

Отмщенье, государь, отмщенье!               Паду к ногам твоим:               Будь справедлив и накажи убийцу,               Чтоб казнь его в позднейшие века               Твой правый суд потомству возвестила,               Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! — невольник чести —  Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде... и убит! Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь... — он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок.  Его убийца хладнокровно Навел удар... спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалёка,  Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. 

                      И он убит — и взят могилой,             Как тот певец, неведомый, но милый,                       Добыча ревности глухой,             Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой.  Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным,       Он, с юных лет постигнувший людей?.. 

И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него:                       Но иглы тайные сурово                       Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд,         И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд.                       Замолкли звуки чудных песен,                       Не раздаваться им опять:                       Приют певца угрюм и тесен,                       И на устах его печать. — 

                      А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!         Таитесь вы под сению закона,         Пред вами суд и правда — всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата!                       Есть грозный суд: он ждет;                       Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:                       Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью                       Поэта праведную кровь!

ПРОРОК

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: "Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!"

Тема одиночества

«Утес» (1841)
«На севере диком…» (1841)
«Листок» (1841)
«Как частою толпою окружен…» (1840)
«И скучно и грустно…» (1840)
« Выхожу один я на дорогу…» (1841)
Баллада «Воздушный корабль» (1840)


И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - всё лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - Такая пустая и глупая шутка...

Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,— Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,— И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.

Тема Родины в лирике Лермонтова

«Бородино» (1837)
«Дума» (1838)
«Прощай, немытая Россия…» (1841)
«Жалоба турка» (1829)
«Родина» (1841)
«Я видел тень блаженства; но вполне…» (1831)

РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию - презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, бояся пресыщенья, Мы лучший сок навеки извлекли. Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережем в груди остаток чувства, Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Основные мотивы в лирике Лермонтова:

1. Свобода в самых разных ее проявлениях, мятежные страсти.
2. Борьба и протест. Символ борьбы – парус.
3. Неволя и узничество.
4. Бездействие «потерянного» поколения.
5. Одиночество, странничество, изгнанничество.
6. Земля и небо.
7. Скрытое лицо (маска).